Шум времени

Dec 10, 2016 10:43

Ну вот и я наконец прочитал нашумевший "Шум времени" Джулиана Барнса, охудожествленную выборочную биографию Шостаковича. Читал в оригинале, но слышал, что русский перевод очень хорош. Сразу скажу, что, к сожалению, не могу разделить всеобщего восторга, хотя книга неплохо написана и будет особенно интересна читателю, который ничего не знает о ( Read more... )

Шостакович, Прокофьев, Стравинский, книги

Leave a comment

abel December 10 2016, 17:23:47 UTC
Меня тоже раздражает чрезмерное политизирование фигуры Шостаковича, но в то же время я не могу его музыку слушать как "чистую". ДДШ рассказал о нас так, как никто. Не только об ужасах, но и о поэзии, лирике нашего существования (взять хотя бы вторую часть Девятой симфонии). Никакое кино, никакая литература ничего подобного не сделали. Но и об ужасах он рассказал так, что это чарует душу. Это высокий катарсис. В определенном смысле его музыка параллельна поэзии Ахматовой. Можно ее совсем отделить от Сталина? Сталина тут надо понимать в широком смысле не столько как человека, а как суть эпохи, которая в России через более, чем 60 лет после его смерти осталась почти прежней (хотя внешняя оболочка изменилась до неузнаваемости).
Даже и не знаю, что еще сказать. Но читать западных товарищей про нас иногда забавно, а иногда обидно: мало что они смыслят в нашей жизни. Как Булез, обвинявший Шостаковича в конформизме. Но вот книга К. Мейера производит на меня в целом хорошее впечатление.

Reply

bgershman December 10 2016, 18:26:54 UTC
Спасибо большое! Очень хотелось Ваше мнение услышать, хотя подобные мысли я у Вас и раньше читал. Я вот тоже, с одной стороны, понимаю, что необходимо знать как исторический контекст, так и важные моменты биографии. С другой стороны, тяжело наблюдать, как "невинные" свежие слушатели моментально фокусируются именно на политике и отождествляют музыку Шостаковича с реакцией на ужасы времени. Хочется, чтобы у каждого был шанс построить собственное восприятие музыки, найти, возможно, собственный, уникальный смысл. Пока я вот не совсем понимаю, как достичь компромисса, то есть оставить как важнейший "фон" эпохи, так и достаточно простора для воображения.

Reply

abel December 10 2016, 18:51:05 UTC
У меня был опыт восприятия 13-й симфонии, одной из самых политизированных. В юности я ее не понял, насилие слабых стихов и слабого вокала над музыкой было для меня тогда неприемлемо, музыка пропадала под политическим памфлетом. Но в зрелые годы я совершенно по иному оценил симфонию. Парадоксально сперва именно через политику, а потом музыка сама по себе так меня захватила, что сейчас я рассматриваю эту симфонию как сильнейшее из написанных им сочинений для оркестра в позднем периоде (выше только 15-я симфония). Это нечто совершенно гениальное (особенно финал), и текст мне сейчас совсем не мешает, мне даже нравится такой проблематический контраст между несколько банальной плакатностью стихов Евтушенко и глубинами симфонической музыки.

Reply

bgershman December 10 2016, 19:30:39 UTC
Очень интересно. Я пока эту симфонию не раскусил. Что меня даже радует, поскольку уверен, что распробую в будущем и получу удовольствие. Конечно, если есть желание и время как следует вслушаться в музыку, то поставленный мной вопрос не так актуален.

Reply

abel December 10 2016, 19:42:02 UTC
Я думаю, это у Вас придет со временем (как и у меня было).

Reply


Leave a comment

Up