В последнее время слушаю Шостаковича в непривычной форме. На пару недель меня захватило переложение Десятой симфонии для фортепиано в исполнении самого автора и его друга-композитора Мечислава Вайнберга (спасибо
kseniapo за ссылку на эту запись). Этот разбор симфонии в четыре руки заставил меня услышать ее по-новому. Наверное, отсутствие "лишних" красок как-то оголяет самое главное. Не мог оторваться. А когда вернулся к оркестровой версии, слушал знакомое произведение посвежевшим ухом и сильнее полюбил эту симфонию.
Click to view
Allegro из Десятой звучит весьма жестко даже в четыре руки, но мне вдруг подумалось, что кто-то непременно должен был сделать по-настоящему "тяжелую" версию. Две минуты спустя нашел вот такой кавер (автор также сделал похожие переложения финала
Пятой симфонии и скерцо из
Восьмого квартета).
Click to view
Я всячески поддерживаю такие инициативы. Мне кажется, это один из путей привлечения новых слушателей классической музыки. Наглядная иллюстрация того, что между жанрами и стилями нет никакой пропасти - лишь бы музыка была хорошая. Ну и я
продолжаю считать, что электрические музыкальные инструменты по-прежнему недооценены академическими композиторами.
А вслед за переложениями Десятой наткнулся на "камерные симфонии" Баршая, представляющие собой оркестровые версии квартетов Шостаковича (3, 4, 8 и 10). Прослушивание этих произведений оставило у меня смешанные чувства. С одной стороны, интересно и, конечно, мастерски сделано. Впечатляет пластичность музыкального материала, суть которого в принципе может быть донесена как малым, так и большим коллективом. Но все же довольно очевидно, что Шостакович писал именно для струнного квартета, и густая пелена струнных и прочих инструментов, окутывающая оригинальный материал, несущественна. Более того, эта "одежка" порой сглаживает остроту, которую достигает четверка в оригинале. Вот, например, Adagio из Десятого квартета в оригинале и в оркестровой версии Баршая.
Click to view
Click to view
Вместо изумительной скрипки соло имеем группу струнных. Музыка не теряет своей гениальности, но такого ощущения тотального отчаяния и одиночества, как в оригинальном квартете, больше нет. Оно не сочетается с непременной lushness струнного унисона. Похожим образом в финальной части квартета визг отчаяния в кульминации гораздо правдоподобнее и эмоциональнее в "обнаженной" оригинальной версии. Дополнительные инструменты добавляют красок, но сглаживают острые углы, притупляя главные триггеры эмоций. С другой стороны, яростное Alegretto Furioso звучит с оркестром очень даже неплохо.
В общем, констатирую, что слушать различные переложения одного и того же сочинения интересно. Пожалуй, гораздо интереснее и познавательнее, чем пробовать разные исполнения.