Гости из Будапешта

Feb 16, 2016 23:45

Вчера вечером отыграл у нас Будапештский фестивальный оркестр Ивана Фишера. Тайминг концерта оказался очень неудачным. С утра валил снег, а вечером все сначала растаяло, а потом замерзло. В результате образовался страшный гололёд. В такую погоду средний американец, проживающий южнее линии Мэйсона-Диксона, на улицу не выходит, не говоря уже о том, чтобы сесть за руль. В результате главный зал Кеннеди-центра оказался заполненным процентов на 10-15. Получилось несколько стыдно, но мы как могли старались наших важных гостей подбодрить аплодисментами.

Начали с увертюры к "Вольному стрелку". От музыки меня сперва отвлекла необычная расстановка артистов оркестра. Во-первых, контрабасы расположились на сцене поверху - там, где обычно хор. Весьма интересное решение, которое невольно заставляет внимательнее отнестись к басовой линии. Во-вторых, валторны вступили со второго этажа и присоединились к остальному оркестру лишь отыграв вступление. В целом, увертюра была исполнена отменно, и почему-то от неё повеяло не только Берлиозом, но и Рихардом Штраусом. Впрочем, известно, что Вебером увлекались многие композиторы, не исключая и Малера.

Вторым номером шёл Перый концерт Листа с Марком-Андре Амленом за роялем. Не являюсь большим поклонником творчества Листа в целом, но этот концерт, пожалуй, посильнее будет, чем его же Второй. Наличие концерта в программе оказалось оправдано необычно насыщенной партией треугольника в финальной части. Ну и все-таки Будапештский оркестр в гостях, поэтому венгр в программе неудивителен. Хотя лучше бы Бартока, они же вполне чудесно "Чудесного мандарина" исполняют.

Наконец, после перерыва Фишер с оркестром представили Пятую симфонию Прокофьева, главный подарок вечера. К началу симфонии контрабасов стало восемь штук, по-прежнему в верхнем ряду, и прямо посередине четверки контрабасов разбила туба. Очень эффектно Фишер вывел басы поверху, и, как я уже сказал, притянул внимание к басовой партии. Пятая - видимо, наиболее популярная симфония Прокофьева после "Классической", и это неудивительно. Она по-прокофьевски энергична, бесконечно изобретательна и в целом шикарна. Красивая, глубокая главная тема Первой части, бойкое и как-то "по-советски" звучащее скерцо, непоправимое шагание времени в третьей части и великолепный финал, в котором на несколько последних мгновений лихой оркестр сначала уменьшается до корявенького фальшивого ансамбля, а потом его же сметает последним аккордом. Гениально сделано.

В завершении концерта нас ожидал сюрприз. Оркестр отложил инструменты и превратился в хор! Фишер продирижировал отрывком из русской православной литургии, которую оркестр-хор исполнил великолепно и покорил и без того довольный зал. Иван Фишер мне очень понравился - открытый, умеренно страстный стиль дирижирования. И, конечно, слышно, что они с оркестром - одно целое. Вот тут - довольно интересный фильм-интервью с Фишером о нем самом, его музыке и о Седьмой Малера.

Прокофьев, Вашингтон, Вебер, Лист, Малер, концерт, Амлен, Кеннеди-центр, Фишер

Previous post Next post
Up