Шостакович-15: День 2

Nov 22, 2015 21:19

Прошлое воскресенье, первый день квартетного цикла, было удивительно теплым, даже для Вашингтона, почти летним. Сегодня же температура воздуха держалась на уровне не выше 6-7 градусов, а небо потемнело. Похожее похолодание и затемнение произошло в целом с сегодняшней программой из семи квартетов, с 9-го по 15-й, по сравнению с предыдущей ( Read more... )

Шостакович, концерт, Вашингтон

Leave a comment

Comments 32

drakosh_a November 23 2015, 07:48:13 UTC
Спасибо за рассказ, очень интересно, за эпитеты отдельное спасибо ))

Reply

bgershman November 23 2015, 19:07:13 UTC
Пожалуйста :) сложно к такой музыке подбирать эпитеты, уж какие вышли :)

Reply

drakosh_a November 23 2015, 19:27:25 UTC
Эпитеты вышли хорошие, становится легче на душе, понимаешь, что не тебе одному мерещится :)

Reply

bgershman November 23 2015, 19:35:18 UTC
Да, уверяю, в этом Вы не одиноки :)

Reply


mendelbookinist November 23 2015, 14:15:56 UTC
Удивительно, как Вы вместили себя столько квартетов за один день. Я больше двух слушать не могу. :)

Reply

bgershman November 23 2015, 19:08:52 UTC
Вы знаете, очень даже легко! Я сам удивлися, насколько оба дня прошли на одном дыхании. Думаю, прослушивание дома в записи было бы гораздо тяжелее :)

Reply


reminor November 23 2015, 18:03:28 UTC
Есть прекрасный квартет молодых ребят -Иерусалимский квартет, но они не играют на концерте только одного автора, а вот записи есть только Ш или только Моцарт. Но не полностью все, конечно.

В Англии недавно ( ну как недавно..уже, наверное, более года прошло) был концерт одного пожилого уже пианиста, который в один день исполнил все сонаты Бетховена.

Но я бы не пошла на такое, конечно

Reply

bgershman November 23 2015, 19:12:23 UTC
Все сонаты Бетховена в один день это жестко! Я бы не пошел, а Вы бы еще как пошли, если бы Рубинштейн играл :)

Иерусалимский квартет знаю, но на их концертах пока не был.

Reply

reminor November 23 2015, 23:04:26 UTC
я не могу слушать музыку слишко долго:)

Reply


abel November 23 2015, 19:44:42 UTC
Хорошо написали, спасибо!
Надо будет переслушать Десятый. Что-то я его плохо помню.
А где у Бартока удары по древку? В каком квартете? Но точно этот прием применила Уствольская в Скрипичной сонате, сочиненной в начале 50-х.

Reply

bgershman November 23 2015, 20:16:51 UTC
Спасибо! Десятый замечательный - надо освежить :)

У Бартока деревянная часть смычка (кажется, по-научному это называется col legno) используется как минимум в Третьем и в финале Четвертого. Это то, что сразу приходит в голову, но наверняка еще много где есть (зная его любовь к "спецэффектам" у струнных).

Reply

abel November 24 2015, 05:10:23 UTC
Штрих col legno - это другое, это не удар смычком по корпусу скрипки. Кажется, впервые это применил Барбер в 20-30-е годы.

Reply

bgershman November 24 2015, 15:46:49 UTC
У Бартока это именно col legno, то есть постукивание деревянной частью смычка по струнам. У Шостаковича это ударчики по деке, что, вероятно, называется как-то по-другому. Возможно, это некоторая разновидность col legno, что буквально означает "деревом давай!" :) В любом случае, суть приемов схожа в том, что инструмент используется больше как перкуссионный, нежели струнный. И подобное использование я назвал "кивком" в сторону Бартока :)

Кстати, Википедия говорит, что col legno использовали еще Шопен и Берлиоз и даже более ранние композиторы!

Reply


imb_irj November 24 2015, 00:44:36 UTC
Как здорово!
Я бы пошла на такой концерт с удовольствием!
Потому что, слушая подряд произведения одного и того же композитора получаешь совсем другое впечатление, как если слушать отдельно...
Поэтому я так люблю ретроспективные выставки, на которых представлены разные периоды творчества одного художника.
Единственный композитор, которого я так слушала, был Шнитке, ещё в Москве.
Но у него очень много депрессивности в музыке...
Только мне кажется, что такого рода концерты скорее интересны для очень подготовленной публики!
А ваши концерты собрали зал?

Reply

bgershman November 24 2015, 01:22:18 UTC
Да, такие циклы действительно воспринимаются по-другому. Позволяют проследить динамику, развитие или смену идей и настроений. Очень верное сравнение с ретроспективными выставками!

А Шнитке был какой-то определенный жанр или разные вперемешку? У меня из таких циклов были все квартеты Бартока за два вечера подряд (я о них писал) и недавно все фортепианные концерты Прокофьева за один вечер. Но эти два воскресенья запомнятся больше.

Конечно, публика была в основном подготовленная (и, к сожалению, немолодая). Я заметил лишь несколько свободных мест, но и зал сам маленький - это музыкальная комната в музее. Думаю, вмещает всего лишь человек 100-150.

Reply

imb_irj November 24 2015, 15:37:10 UTC
Про Бартока надо прочитать.))
Там была симфоническая музыка, вперемежку...
А ещё я сообразила, что участвовала в проекте такого рода: запись всех симфоний Шостаковича. В течение двух лет. Параллельно некоторые из них игрались в концертах.
Не все записала, но бОльшую часть. Надо точно посмотреть, какие.
Очень впечатляюще было.
Хотя в формате записи есть своя специфика.

Reply

bgershman November 24 2015, 15:54:02 UTC
Ого, это очень круто - поучаствовать в записи цикла симфоний! На цикл симфоний ДДШ тоже бы с удовольствием сходил. Но не за пару дней :)

Кстати, немного выше в комментариях вышло небольшое обсуждение приема col legno. Как специалист, можешь подсказать, как называется фокус с постукиванием по деке инструмента из 13-го квартета Шостаковича? Есть ли специальный термин или это разновидность col legno (но не по струнам, а по корпусу)? Любопытно. Спасибо!

Reply


Leave a comment

Up