Предыдущая моя встреча с Лан Ланом состоялась в Нью-Йорке
три года назад. Тогда он неожиданно хорошо сыграл нетипичный для своего репертуара Второй концерт Бартока. Сегодня же китайский пианист устроил настоящий фурор в самом удивительном лондонском зале, Альберт-холле, с программой, которая,
судя по всему, наделала некоторое количество шума в Москве.
Начался концерт с главного, "Времен года" Петра нашего Ильича. Не знаю, что именно возмутило некоторых москвичей, но, на мой взгляд, исполнение Времен выдалось замечательное. То есть у камина в январе было тепло, на масленице в феврале - весело и празднично, мартовская песнь жаворонка разлилась как следует, подснежник в апреле вылез тоже очень правильно, ну и так далее. Образы, созданные в этом все-таки программном цикле, Лан Лан воспроизвел смело, по-своему. Оторваться было невозможно, и мысль от месяца к месяцу никуда не уплывала. Мне кажется, Лан Лан сделал с Временами нечто подобное тому, что Гульд сделал с Гольдберг-вариациями, хотя у Гульда, пожалуй, и задача была сложнее, и результат более впечатляющий. Он превратил классическое произведение, пусть и без того знаменитое, в настоящий хит.
Итальянский концерт Баха мне понравился несколько меньше. После Чайковского разумнее было бы сделать антракт, переварить услышанное и подготовиться к следующему. И Лану тоже помогло бы переключиться, все-таки музыка совсем другая. Впрочем, претензии скорее ко мне как слушателю. Во втором отделении искрометно были сыграны весьма популярные в народе четыре скерцо Шопена. Таким методом публика была доведена до экстаза и добита четырьмя же бисами: двумя китайскими пьесками и двумя вальсами, один Шопена, другой - собственного сочинения из подросткового возраста. Окончание действа больше напоминало рок-концерт: Лан Лан жал руки всем желающим, дал хай-файв какому-то подростку, обнял бабушку, отдал свою методику игры на фортепиано первой попавшейся девушке в ближнем ряду, а цветы - другой. Оставалось только сломать рояль и прыгнуть в толпу.
Многими не нравится "кривляние" Лана во время игры, а в Альберте крупные планы транслируются на пять больших экранов. А меня вот "кривляния" совершенно не смущают. Видно, что человек получает огромное удовольствие от музыки и счастлив. Думаю, если бы я умел на чем-то так играть, то сам с собой наедине ещё бы не такие рожи строил. Лан Лан - звезда, это его время, и только ему подобные могут приобщать широкие массы молодых людей (пусть даже больше девушек) к классической музыке.