Виолончелист

Jun 16, 2014 21:17

Вслед за прекрасной книжкой воспоминаний Мильштейна прочел мемуары его друга, легендарного Григория Пятигорского. Об этой книге под названием "Виолончелист" Мильштейн вскользь упоминает в своей, потому и решил попробовать. О чем Мильштейн умалчивает, так это о том, что для его друга "Гриши" он сам был "Натанчиком" :)

Интересная книга, конечно, хотя написана совершенно в ином стиле, чем у Мильштейна. Разные люди - разные стили. Мильштейн пишет в основном о других, Пятигорский - в основном о себе. Мильштейн легок, Пятигорский тяжеловат и лаконичен. Но все равно очень увлекательно (вот здесь есть отрывки на русском).

Его личная история удивительна. Тяжелейшее детство и юность: погромы, революция, гражданская война, побег через границу в Европу, полуголодное существование в Германии времен гиперинфляции. В этом смысле, Мильштейн с Горовицем были королями в 1920-е годы в Советской России, гастролируя и зарабатывая деньги. Сложно себе представить, что тот самый великий виртуоз Пятигорский по молодости проводил ночи на лавочке в берлинском зоопарке или на диване в здании филармонии, голодный и без копейки денег. Из собственности - в лучшем случае виолончель.

И тем не менее, благоря огромному таланту, упорству и удаче, добрался до вершины. От первой виолончели Фуртвенглера до выдающейся сольной карьеры. Он выступал для королев и президентов, встречался с Лениным и Эйнштейном, играл с Хейфецем, Рубинштейном, Шнабелем, Бартоком и, конечно, двумя остальными мушкетерами - Горовицем и Мильштейном. Книга пестрит большими именами и, конечно, байками. Правда, Мильштейн пишет, что Пятигорский был большим выдумщиком, так что не знаю, чему верить, а чему - нет.

Понравилась история про концерт в Монте-Карло. Пятигорский играл для небольшой аудитории. Когда, по окончании концерта, он вернулся на сцену для поклона, в зале остался только один человек. Этот человек аплодировал без устали, вызвав виолончелиста на сцену несколько раз. Пятигорский даже для него одного сыграл на бис. Много лет спустя в Нью-Йорке Пятигорский познакомился с писателем Сомерсетом Моэмом, который сказал, что слышал его в Монте-Карло. Ну, вы поняли, что он и был тем одиноким счастливым зрителем.

image Click to view



До полного комплекта осталось найти мемуары Горовица. Он что-нибудь такое нам оставил?

книги, Пятигорский, Мильштейн

Previous post Next post
Up