Долго ждал вчерашнего концерта и наконец дождался. Гергиев с Мариинским порадовали целыми тремя балетами Стравинского! "Жар-птица" (полностью), "Петрушка" и "Весна Священная", столетие которой и праздновали.
Впечатление сильное. Удивительно, что все эти три балета были написаны "всего" за несколько лет (1910-1913). Насколько же они разные! Довольно классическая "Жар-птица", не только с прекрасными номерами (особенно в финале, начиная с "инфернального танца"), но и с моментами, где хочется слегка зевнуть. "Петрушка" - вещь блестящая, на несколько порядков интереснее "Птицы" и новее в музыкальном плане, fun от первой до последней ноты. Ну и затем просто mind-blowing, во всех отношениях революционная "Весна". А если задуматься, что Стравинский творил дальше, вплоть до конца своей продолжительной композиторской деятельности... Это, безусловно, один из наиболее прогрессивных, разнообразных и креативных художников всех времен.
Во время "Весны" меня преследовала сюита из "Чудесного Мандарина" Бартока. Вот такая незадача. Интересно, насколько на него повлияла "Весна" (наверняка ведь он слышал ее слышал прежде чем написать свой взрывной балет). И удивительно схожая жесткая концовка у обоих произдевений. А Гергиев еще и добавил красок: там не танец до смерти был, как положено, а прямо "вскрытие" девушки последним аккордом. Бррр. Как и финальный аккорд "Мандарина".
Прикрепляю в продолжение празднования иллюстрации Рериха к "Весне", которые я зафотографировал на память в доме-музее художника во время последнего визита в Нью-Йорк.