Неделю обжорства завершил сегодня очередной (и мой последний в этом сезоне) концерт в Библиотеке Конгресса. По логике предыдущих двух записей, после дуэта и трио должен был последовать квартет. Но нет - снова трио! А именно семейно-дружеское Tetzlaff Trio в составе: Кристиан и Таня Тецлафф (брат-скрипка, сестра-виолончель) плюс пианист Ларс Фогт. Концерт несколько необычен для меня тем, что состоял на 2/3 из «повторов», то есть сочинений, которые я в этом сезоне уже слышал. Впрочем, меня это не смутило, поскольку вещи эти любимейшие: снова Второе Трио Шостаковича, которое я слушал буквально в прошедшую
среду и снова Третье Трио Дворжака, которое мне попалось в
ноябре. Компанию Шости и Дворжаку составил Моцарт.
С Моцарта и начали. Великолепное трио K. 502, которое я слышал впервые и сразу горячо полюбил, что бывает крайне редко. Очень, на мой немоцартоведческий взгляд, моцартовская музыка. Послышались даже фрагменты из других его произведений. Хочется переслушивать, скоро и многократно.
Впрочем, как и Мендельсону в среду, Моцарту в первом отделении не повезло оказаться перед Шостаковичем, который, как чёрная дыра, поглощает все вокруг. Интересно сравнить два исполнения, в среду и сегодня, оба выдающиеся. Разница тем не менее огромная и в основном объясняется тем, что в среду играли в зале Strathmore на 2000 мест, а сегодня - в малюсенькой Coolidge Auditorium. Именно поэтому сегодня лучше были слышны детали, диапазон piano/forte был шире, а накал страстей и потому общее впечатление ещё сильнее. В который раз убеждаюсь, что камерную музыку все-таки следует исполнять в небольших залах, хотя часто это организационно сложно, особенно когда играют звезды и спрос огромен.
Третье трио Дворжака я заново открыл после ноябрьского концерта и с тех пор переслушал его раз двадцать, наверное. Это, конечно, абсолютный шедевр. Если кто его не слышал или не расслышал, горячо рекомендую это исправить. Вообще Дворжак замечателен тем, что в его музыке всегда есть место свету, надежде и оптимизму. Удаётся ему не отчаиваться даже в самых сложных обстоятельствах. В этом смысле трио Дворжака явилось подходящим «антидотом» тёмному блокбастеру Шостаковича.
В честь завершения американского турне Тецлафф-трио подарило на бис Анданте из самого известного, Четвёртого трио Дворжака. Это похвально всегда, а после такой изнурительной программы похвально особенно. Молодцы ребята.