Вчерашний концерт - заключительная программа Балтиморского оркестра и, видимо, вообще последний мой концерт в этом сезоне - как глоток свежего воздуха на фоне непрекращающейся суеты прошедшего месяца. После большого перерыва особенно остро ощущается необходимость регулярной музыкальной гигиены. Как душ после долгого путешествия.
В качестве живительного средства Марин Алсоп предложила очень удачную программу из сочинений Бернстайна и Шостаковича, разделивших концерт пополам. Марин - ученица Ленни - даже в неюбилейные годы регулярно дирижирует музыкой Бернстайна. Несколько лет назад
слушал живьем, вероятно, два лучших творения Ленни-композитора, Первую симфонию и "Чичестерские псалмы". На этот раз балтиморцы сначала предложили "политическую увертюру" Slava! в качестве вступления к концерту. Шутливая пьеса была написана, как можно догадаться, для Ростроповича, когда тот занял пост художественного руководителя NSO. Забавная штучка.
Вторым номером программы была до сих пор, на мой взгляд, недооцененная Вторая симфония Бернстайна The Age of Anxiety. Это удивительное сочинение непонятного жанра: симфония, своего рода концерт для фортепиано с оркестром и еще более очевидно симфоническая поэма, весьма методично следующая программе шестичастной "
барочной эклоги" Одена "Век тревоги". Жанровая неопределенность этого сочинения усложняется неопределенностью стилистической. Тут и "академичный" Бернстайн, и "легкий" Бернстайн популярных мюзиклов, и Бернстайн джазовый. Но, конечно, в целом сочинение, как и поэма Одена, очень серьезное, и для композитора - личное. Партию фортепиано в этой симфонии Бернстайн писал для себя (Джон Кимура Паркер вчера с ней справился блестяще).
Как я уже сказал, музыка Второй симфонии очень эклектична. Однако, несмотря на эту "лоскутность", воспринимается это произведение как единое целое. Щемящая красота тональных частей "Века тревоги", его грубые диссонансы и даже "джазовая импровизация" на странном "квартирнике" героев поэмы Одена - все вместе составляют этот эмоционально глубокий шедевр Бернстайна. Предлагаю запись LSO с Кристианом Цимерманом (дирижирует автор).
Click to view
Во второй части концерта прозвучала Пятая симфония Шостаковича. Забавно, что почти ровно два года назад (11-го июня 2016) мы слушали эту симфонию в
Мадриде. Гениальное сочинение, особенно медленная третья часть, физиологоческим проявлением которой непременно является тягостный ком в горле. В финале Марин взяла очень умеренный темп - совсем не как дирижировал ее учитель и соучастник концерта Ленни Бернстайн.
Кстати, именно эту программу Марин и балтиморцы везут в Лондон на фестиваль BBC Proms. Горячо рекомендую всем, кто поблизости.