Карнавал

Jan 14, 2018 21:01

Как и прошлый, нынешний концертный год начался в музыкальном центре Strathmore. Марин Алсоп, Балтиморский симфонический оркестр и отличая группа приглашенных музыкантов представили этим морозным воскресным днем очень интересную, сбалансированную программу.

Началось дело со знаменитого юморного цикла Сен-Санса "Карнавал животных". В отличие от большинства современных дирижеров, Марин Алсоп понимает, что даже такое знаменитое и всем знакомое блюдо можно подать под особым соусом. В качестве подобного соуса к сегодняшнему "Карнавалу" прилагались замечательные хип-хоп виньетки-вступления к каждому номеру, которые специально по случаю написал и зачитал балтиморский музыкант и МС Wordsmith ("кузнец слова", то есть). Слова эмси наковал очень даже симпатичные и его хип-хоп вставочки добавили шарма и так очаровательному карнавалу. Вот, например, виньетка к  "Черепахам" (читайте в стиле рэп): A tortoise is low to the ground with a rock solid build, protection from a predator with a shell like a knight's shield. Moving at a speed that needs no interpretation, if you're thinking fast you won't last it's more of nail-biting frustration.

Подумалось мне, что "Карнавал" - собрат "Картинок с выставки". Возможно, повлияли рэперские виньетки, выполняющие в некотором смысле роль прогулок между картинками у Мусоргского. Кстати, не знал, что Сен-Санс забанил весь цикл от публичного исполнения (за исключением "Лебедя"), и впервые оно состоялось лишь в 1922-ом году после смерти композитора. Сегодняшняя версия прозвучала отлично, а финал МС Wordsmith предварил таким образом: A full ensemble will bring the carnival full circle; Saint-Saëns would be surprised his musical went universal...still, the BSO has shown some miraculous features, instruments were animals and Marin conducted the creatures. A final farewell from these carnival rides when you exit please smile and spread some positive vibes! Очень позитивно прошло, народ оценил.

После "Карнавала" наступил карнавал несколько иного плана: Концерт-фантазия для двух литавристов Филипа Гласса! Сочинение 2000-го года. Понравилось мне это сочинение, безошибочно глассовское, но лишенное главной проблемы сочинений Гласса, неоправданно долгой продолжительности. Солировали в концерте-фантазии первые литавристы Балтиморского оркестра и NSO, настоящие спецы, продемонстрировавшие звуковые возможности этого интересного инструмента. В ход шли оба конца разного рода палочек, педали, а также ладони и пальцы рук, позволяющие, как оказалось, извлекать из литавр весьма необычные звуки. Кстати, помимо литавр, другие ударные инструменты также играют важную роль в этой фантазии. Я бы даже сказал, это почти что концерт для литавр и прочих ударных.

Во втором отделении, которое можно озаглавить "Ла-Ла" отделение, разместились два французских шедевра: La Mer Дебюсси и La Valse Равеля. Ну что тут сказать. "Море", не буду оригинален, является моим любимым оркестровым сочинением Дебюсси, а финал первой части непременно пробирает до костей.

image Click to view



"Вальс" Равеля я как раз недавно переслушивал в фотрепианном переложении. Конечно, даже при великолепном исполнении Юджи, рояльному "Вальсу" тяжело тягаться с оркестровым, тем более что речь идет о Равеле. Брутальность и конец эпохи оркестровая версия передает ярче.

Гласс, Вашингтон, Дебюсси, Равель, baltso, концерт, Сен-Санс, strathmore, Алсоп

Previous post Next post
Up