Молодые годы

Jul 27, 2017 23:31

Пользуясь летом и следуя настоятельным рекомендациям уважаемой reminor, прочел наконец первый том мемуаров Артура Рубинштейна My Young Years. Ну что же - прекрасное, увлекательное летнее чтиво, идеально для пляжного отдыха и не только!


Этот том Рубинштейн окончил в 1973-м году, в почтенном 86-летнем возрасте. При этом автор сразу же оговаривается, что дневника никогда в жизни не вел и, таким образом, пишет свои мемуары по памяти. Честно говоря, учитывая мельчайшие подробности, которые Рубинштейн описывает на почти пятистах страницах текста, сложно поверить в стопроцентную достоверность мемуаров, даже учитывая феноменальную память великого пианиста. Но, на мой взгляд, не так важно, если события своей молодости (том заканчивается в 1917-ом году) Артур несколько приукрасил. Например, в смешной истории о своей поездке на Капри Рубинштейн совсем мельком упоминает, что заметил, забежав в кафе поесть мороженое, сидящего там Максима Горького. Вероятность этого события чрезвычайно мала, но такое замечание по ходу дела добавляет шарма и без того пикантной истории того итальянского приключения (подробности не расскажу).

Как я уже сказал, мемуары чрезвычайно детальные, пожалуй даже, чрезмерно, и покрывают первое тридцатилетие Рубинштейна, с рождения в польском Лодзе до жизни в Лондоне во время Первой мировой войны и блестящего испанского турне. Что говорить, если даже снизить обороты и, как говорится, спрятать под ковер мелкие детали, это удивительные тридцать лет. Постоянные путешествия в попытках сделать карьеру сольного пианиста, финансовые проблемы, романы почему-то всегда с замужними женщинами, встречи с выдающимися людьми, и подходящее жизненное кредо: nie dam się. Вообще поражает удивительная энергия этого человека и непременное жизнелюбие, о котором Рубинштейн говорит напрямую и которое брызжет изо всех щелей книги.

Особенно интересны встречи молодого Рубинштейна с великими композиторами. Вот например, впечатление Артура о Сен-Сансе (в моем вольном переводе): "маленький, толстый мужчина, лысоватый, с короткой, округлой, седой бородой; две большие бородавки были асимметрично расставлены по краям носа. Он выглядел как французский банковский служащий." Или вот Альбенис: "толстый маленький мужчина с круглым лицом, черной бородой и завитыми вверх обильными усами. Испанец, веселый товарищ с очаровательным огоньком в глазах." В самом конце книги, кстати, молодой Рубинштейн описывает фурор, произведенный его первым исполнением "Иберии" на родине композитора, с благословения его родственников. Веселой вышла первая встреча со Скрябиным в Париже. Услышав, что любимым композитором Рубинштейна был Брамс, Скрябин пришел в негодование: "Как Вам могут одновременно нравиться этот ужасный композитор и я?" (интересно, что Брамса в то время как-то особо не жаловали). А Поль Дюка вообще решил развлечь зашедшего в гости Рубинштейна эротическими фотографиями в цвете. Мануэль де Фалья выглядел как "монах-аскет в гражданской одежде." Любопытна также первая встреча Рубинштейна со Стравинским и их обмен мнениями о сути "Весны священной."

Короче, не буду утомлять пересказами, но просто отмечу, что, прочитав книгу, вы узнаете (среди многого прочего) о: почти состоявшейся дуэли Рубинштейна, дружбе и ссорах с Каролем Шимановским и Пабло Казальсом, гениальной истории с участием Артура в конкурсе имени его знаменитого однофамильца Антона Рубинштейна, посещении Байройтского фестиваля, ну и о том самом приключении на Капри. Очень здорово пишет Рубинштейн о своем путешествии по Испании, почти по тому же самому маршруту, по которому мы ездили в прошлом году. За век главные туристические объекты не изменились!

В завершении, с благодарностью reminor, ставлю один из фирменных номеров Рубинштейна с самых ранних лет, соль-минорный концерт Сен-Санса. Здесь, конечно, мастер чуть постарше, но все равно в прекрасной форме :)

image Click to view

Стравинский, Шимановский, Скрябин, книги, Альбенис, Сен-Санс, Де Фалья, Рубинштейн

Previous post Next post
Up