Иссерлис

Apr 22, 2017 12:46

Были вчера на отличном концерте из библиотечной серии. Британский виолончелист Стивен Иссерлис в паре с канадской пианисткой Конни Ших удивительно эмоционально представил необычную программу, из которой лишь одно произведение было мне знакомо заранее.

С него и начали. Точнее с неё, виолончельной сонаты Шостаковича. Очень люблю эту сонату, достаточно консервативную по структуре и звучанию для 1934-го года (скажем, за следующие два года Шостакович напишет, среди прочего, Четвертую симфонию). С другой стороны, местами соната указывает направления, которые будут развиты в последующей камерной музыке. Вторая часть этой сонаты, в частности, содержит многие из фирменных знаков, по которым мы безошибочно узнаем автора.

image Click to view



Вслед за Шостаковичем дуэт исполнил Первую (из трёх) виолончельную сонату Богуслава Мартину. Добротное сочинение, хотя, как и другие слышанные мной вещи этого композитора (в основном, симфонии), особенно оно меня не зацепило. Прочитал интересную деталь биографии Мартину в программке: раннее детство (до шести лет) он провёл на колокольне церкви, где его отец работал звонарем. Поскольку каждая "вылазка" с колокольни занимала более двух сотен ступеней в один конец, семья выбиралась вниз лишь при необходимости. Сам Мартину объяснял отчасти этой деталью своей ранней биографии "отрешенность" собственной музыки и интерес к изображению просторов (вид с колокольни был, судя по всему, неплохой).

Второе отделение началось с короткого вступления из двух "импровизаций" на ирландские мотивы неведомого мне доселе композитора Рейнальдо Ана. Ну ничего, пасторальки такие на тему живописных ирландских пейзажей. Гораздо интереснее, конечно, прозвучала поздняя соната Габриэля Форе. Ее медленная часть, наиболее любопытная, представляет собой транскрипцию написанного по государственному заказу похоронного марша в честь столетия со дня смерти Наполеона (изначально сочинение предназначалось для военного духового оркестра). Форе не хотелось, чтобы эта музыка была впоследствии предана забвению, и ее транскипция стала первой частью новой виолончельной сонаты. Такая вот история. Предлагаю найденное на просторах Ютьюба исполнение этой сонаты Иссерлисом и Денком.

image Click to view



Завершилась программа сочинением одного из наиболее популярных и талантливых современных композиторов. Lieux retrouvés Томаса Адеса, четыре "картины" для виолончели, были написаны собственно для Стивена Иссерлиса. "Воды", "Гора", "Луга" и "Город" (он же cancan macabre) - очень своеобразный импрессионизм 21-го века в исполнении Адеса/Иссерлиса. Сумасшедший "мрачный канкан" послужил прекрасным окончанием программы (хотя потом еще Шопен был сыгран на бис). Иссерлис рассказал смешную историю о том, как, получив свежие ноты канкана от Адеса, написал композитору, что это невозможно сыграть. Томас Адес ответил, мол, хорошо, отменим премьеру, скажу, что по моей вине; ну а потом, я уверен, какой-нибудь другой виолончелист справится. Ясно, что последнего не произошло.

В общем, очень насыщенный, разнообразный и экспрессивный вышел вечер. Прекрасные музыканты. А Иссерлис - еще и успешный автор детских книг о музыке. Хочу теперь его детский "двухтомник" о великих композиторах почитать: Why Beethoven Threw the Stew и Why Handel Waggled his Wig.

Мартину, loc, Вашингтон, Форе, концерт, Шостакович, книги, Адес, Иссерлис

Previous post Next post
Up