Сальвадор Дали

May 28, 2014 17:44

Безымянные дали Дали...

Скажу честно, Сальвадор Дали, равно как и Пабло Пикассо, далеко не являются для меня фаворитами и однозначными фигурами в искусстве... Несомненно человек способный написать такое метафизичное полотно, как "Постоянство памяти", которое, действительно, удивительно располагает к раздумьям и созерцанию собственных воспоминаний, несомненно обладает незаурядными способностями и талантом. В целом же, говоря о творчестве Сальвадора Дали, я бы варазилась так: попытка сказать новое слово в искусстве увенчалась успехом. Может даже вполне оглушительным... Но не в этом дело. :) Несомненно что для своего времени в эпоху расцвета кубизма, реализма, а также сюрреализма, это было действительно нечто всепоглащающее, новаторское, завораживающее, уникальное и очевидно весомое слово в живописи.



Однако, я думаю что не следует подходить к обзору творчества Дали излишне серьезно. Некоторые его произведения и их заголвки как бы намекают на это, подтверждают: "Автопортрет с рафаэлевской шеей", "Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря", "Великий мастурбатор" и т.п. Где-то это вариации и аллегории с отсылками к прошлому искусства, где-то игра со стилями и подражание другим художникам, особенно в раннем периоде. Но именно это часто делает творцов знаменитыми: спосбность к игре, подражанию, новаторству, обобщению и т.д.





Хочется отметить средневековую статичность и мистицизм его картин:



На этот пост меня подтолкнуло недавно попавшееся на глаза высказывание самого Дали: "Предел тупости рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее." Оно явилось для меня своеобразным ключиком к пониманию его искусства и в какой-то степени вдохновения, алгоритму создания его произведений и их специфике.
Хочу привести всего лишь некоторые полотна Дали, которые мне близки и интересны:













=======



Еще пару высказываний художника о себе самом и искусстве:

Моя живопись - это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.

На днях я услышал такой диалог: - Вы гомосексуалист? - В некотором роде - да. Что касается умственного уровня, я предпочитаю иметь дело с мужчинами.

Нужно было возвращаться к традиции и в живописи, и во всем остальном. Все прочие пути ведут в тупик. Люди и так уже разучились рисовать, писать, слагать стихи. Искусство неуклонно сползает все ниже и ниже и становится все однообразнее, ибо ориентируется на единые международные образцы. Уродливо и бесформенно - вот главные характеристики такого искусства, вот симптомы недуга.

Я бы не купил ни одну из своих картин.
Я только тем и занимаюсь, что порчу свои картины. И потом говорю "сделал, что хотел".

Почему-то никого, кроме меня, не волнует обратная сторона вещей. Вот, к примеру, тень. Хотелось бы понять, в каких отношениях она с тем, что ее отбрасывает, и вообще - что она такое.

Я относительно умен. Весьма относительно.

Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки.

Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я - Сальвадор Дали.

Человека надо принимать как он есть: вместе со всем его дерьмом, вместе со смертью.

Я не верю, что Дали умрет. Этого просто не может быть.

=======

Конечно, заинтересовавшие меня слова Дали о яблоке немного противоречивы, т.к. не нарисовав в идеале яблоко, невозможно научиться изящной перспективе и отточеннному совершенству линий, то есть классике традиционного искусства, к чему и призывал Дали. Поэтому как поклонник жанра Натюрморт позволю себе привести пару примеров симпатичных интригующих меня яблочек:

Дали, искусство, Живопись

Previous post Next post
Up