Как Дума Иркутска выберет мэра? (ДЕТАЛИ)

Mar 31, 2020 19:18



Иллюстрация с сайта joyreactor.cc

В Иркутске дан старт процедуре выборов нового мэра. Такое решение депутаты приняли на 10-м заседании 26 марта. Специальная конкурсная комиссия будет принимать документы от кандидатов на должность с 6 по 20 апреля. На сам конкурс отведено два дня: 24 и 25. И если распространение коронавируса не повлияет на ход событий, то депутаты будут выбирать мэра на очередном заседании уже в апреле. Процедура голосования предусматривает графу «Против всех».

Работа по подготовке Положения по процедуре выборов иркутского градоначальника началась сразу после первого думского заседания, пять месяцев назад. В 2019-ом году Законодательное Собрание Иркутской области приняло изменения в областной закон и новым депутатам пришлось корректировать сначала городской Устав, а затем разрабатывать и утверждать весь пакет документов.

Новый порядок, по инициативе региональных парламентариев Дмитрия Тютрина (ЛДПР) и Андрея Андреева (КПРФ), предполагает выбирать главу города депутатам из кандидатов, предложенных специальной конкурсной комиссией. Действующий на тот момент градоначальник Дмитрий Бердников также избирался самими думцами, но из их числа.

Справедливости ради нужно сказать, что на первой пресс-конференции 2 октября 2019 года руководство Думы Иркутска: председатель Дмитрий Ружников и его четыре заместителя - Леонид Усов (ЕР), Андрей Лабыгин (самовыдвиженец), Сергей Юдин (КПРФ) и Виталий Матвийчук (КПРФ) - единогласно высказались за иной вариант: прямые выборы мэра. Это когда население само, тайным голосованием выбирает себе главу, так же, как и депутатов. Однако, по общему мнению участников пресс-конференции, принят областной закон и необходимо его исполнять.

«Мы вынуждены исполнять законодательство вышестоящих уровней власти, включая и областное. А областной закон по избранию мэра принят. Есть мнение, что Дума Иркутска могла бы подать в суд на это решение. Или объединить людей и вывести их на протест на улицы. Но мы уже однажды поменяли законодательство и что, снова это делать? Вопрос, безусловно, дискуссионный», - прокомментировал Дмитрий Ружников.

17 декабря 2019 года депутаты дали старт широкой дискуссии и инициировали заседание «круглого стола» в конференц-зале Иркутского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции, которое продолжалось около двух часов. Руководитель аппарата городской Думы Максим Абрамов представил три проекта Положений по выборам мэра согласно новой процедуре. Два - от группы депутатов и один - от правительства региона. Активные обсуждения с участием научной общественности, экспертов, депутатов и чиновников затянулись на два месяца.

В итоге, на заседание Думы 28 февраля 2020 года было вынесено два проекта Положений, которые по мнению председателя Думы Дмитрия Ружникова были практически идентичны. Первый документ был от временно исполняющего обязанности губернатора Игоря Кобзева, внесённый самим Ружниковым, второй - от его заместителя Сергея Юдина с группой коллег. По мнению большинства депутатов, «кобзевский» вариант выборов нового мэра Иркутска был чуть проще и не имел нормативов, которые в последствии могут быть обжалованы в суде. Этот документ и был принят.

Конкурс по отбору кандидатур на должность мэра города Иркутска депутаты объявили   на очередном заседании Думы 26 марта. Данное решение городская администрация должна официально опубликовать в газете «Иркутск официальный» и на официальных сайтах администрации и Думы города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 31 марта.

Причиной объявления выборов стала отставка действующего мэра Дмитрия Бердникова 17 марта, за десять дней до окончания его полномочий. В соответствии с городским Уставом выборы должны быть объявлены в течение 10 календарных дней со дня истечения или прекращения полномочий предыдущего градоначальника. Это Дума и сделала.

В ближайшие дни депутаты на внеочередном заседании сформируют конкурсную комиссию из шести человек (по три от Думы и от временно исполняющего главы региона). Она будет принимать документы от кандидатов на замещение должности с 6 по 20 апреля. На сам конкурс отведено два дня: 24 и 25. Комиссия будет работать с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, по адресу: город Иркутск, ул. Ленина, 14, кабинет 411.

В соответствии с принятым депутатами Положением, выборы должны быть альтернативными. Поэтому комиссия представляет депутатам не менее двух зарегистрированных кандидатов для проведения голосования по выборам на должность мэра. Право участвовать в конкурсе, и это была принципиальная позиция большинства депутатов, имеет возможность любой гражданин России, достигший 21 года и не имеющий ограничений баллотироваться.

Требования к конкурсантам установлены следующие:
1) наличие высшего образования;
2) знание законодательных положений о городском округе (на примере города Иркутска), вопросов местного значения городского округа, о статусе главы муниципального образования (мэра), его полномочиях, запретах, ограничениях и обязанностях, которые возлагаются на лицо, замещающее должность мэра, о местной администрации (администрации города Иркутска), а также основных положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона, Устава города Иркутска;
3) наличие профессиональных навыков:
- навык обеспечения организации бюджетного процесса, осуществления стратегического планирования в муниципальном образовании, в том числе определения долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования;
- навык руководства органом публичной власти, эффективной организации межличностных отношений, ведения деловых переговоров, публичного выступления, взаимодействия с должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, представителями общественных организаций, государственными гражданскими и муниципальными служащими, работниками, управления персоналом, подбора и расстановки кадров;
- навык работы с различными источниками информации и использования этой информации для решения соответствующих задач, в том числе с нормативными правовыми актами, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет»;
- навык развитого логического мышления, способность воспринимать нужную информацию, анализировать, распределять и систематизировать ее;
- навык оперативного принятия и реализации управленческих и иных решений, планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений;
- навык подготовки делового письма, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, управления электронной почтой.

Обладание профессиональными навыками подтверждается в том числе и наличием общей продолжительности замещения должностей руководителей органов публичной власти (государственных и (или) муниципальных органов) и опытом руководящей работы не менее пяти лет.

Каждому из претендентов предстоит написать свою программу по развитию города со сроками, ресурсами и механизмами её реализации. В ней должна быть оценка текущего социально-экономического состояния Иркутска, описаны основные проблемы социально-экономического развития и предложен комплекс мер для их решения.

Комиссия будет проверять документы кандидатов и оценивать их профессиональные и личностные качества в форме индивидуального собеседования. Кандидаты должны будут выступить со своей программой по развитию города, продолжительностью не более 10 минут. Время, отведенное для вопросов и ответов ограниченно 15-ю минутами. Каждый член конкурсной комиссии может задать кандидату не более трех вопросов.

Явка на конкурс для претендентов на должность мэра обязательна. При неявке кандидата данный факт указывается в протоколе заседания конкурсной комиссии. По результатам конкурса выставляются баллы. Место кандидата в рейтинге определяется итоговой суммой полученных им баллов. Первое место в рейтинге присваивается кандидату, набравшему наибольшее количество баллов. Оценки будут носить рекомендательный характер.

Потенциальный зарегистрированный кандидат в мэры, по условиям Положения может в любое время отозвать своё согласие на участие в конкурсе.

Зарегистрированные комиссией кандидаты будут представлены депутатам на заседании Думы. Голосование будет проходить в три этапа, пока одного из претендентов не поддержат 24 народных избранника. Этот человек и будет считаться победителем и избранным мэром Иркутска. После этого он будет обязан в срок не позднее 5 рабочих дней с момента голосования по кандидатуре мэра, представить в указанный орган копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом мэра.
Пока о своих намерениях бороться за пост мэра заявили четверо. Это заместитель председателя Думы Виталий Матвийчук, который уже ведёт полноценную избирательную кампанию с привлечением мнения иркутян; справоросс, руководитель иркутского ТОС «Лесной» Георгий Комаров; бывший мэр Дмитрий Бердников, сказав: «попробуем через жернова пройти» и председатель Думы Дмитрий Ружников, не исключивший своего участия в выборах градоначальника.

По неофициальной информации, кандидатом в мэры является ещё и вице-мэр города, бывший председатель правительства региона Руслан Болотов. Болотов покинул пост по собственному желанию и 17 марта был представлен депутатам в новой должности.

31 марта о своем намерении участвовать в «конкурсе на сити-менеджера» (вероятно, имеются выборы мэра Иркутска) заявил завсегдатай разного рода выборов, гражданский активист Сергей Беспалов.

© 2020, БГ Иркутск

Иркутск

Previous post Next post
Up