Напряжения чаще всего неосознаваемы самим человеком, так как их корни могут уходить в далёкое детство: к родительскому деспотизму, эгоизму, безразличию и нежеланию понять своего ребёнка - к тем эмоциям, которые, чаще всего, человек хочет забыть и стереть из памяти. Да, это из памяти может стереться, но в теле воспоминания остаются на долгие-долгие годы, до глубокой старости. Именно благодаря «мышечному панцирю», многих в старости «скрючивает» и «сгибает», тело становится «деревянным» или « железным», а самое неприятное - оно начинает болеть постоянно.
Вспомните себя в детстве. Как часто вам говорили: «не плачь», «молчи», «не кричи», «не дергайся», «не бегай», «не прыгай», «не вертись», «мог бы и лучше», «ты как всегда!…», «я так и знала, что ты не сделаешь» и т.п и т.д? Сначала вы на эти фразы как-то реагировали, за что еще «получали», а далее, приобретая свою «броню» напряжений, как бы перестали реагировать - за что тоже «получали» за отсутствие слуха, безразличность, бессердечие, эгоистичность, и т.п. . Заблокированное защитой от негативных впечатлений и невозможностью проявления эмоций и чувств, ваше тело сковывается собственной защитой. Давайте посмотрим, как это выглядит:
• поднимаются плечи, меняется дыхание, и мы прячем голову в ожидании потенциальной угрозы;
• сутулимся под навешенной ответственностью - меняется дыхание;
• «сгибаемся» под постоянными обвинениями - меняется дыхание,;
• «сжимаемся» от постоянных претензиями - меняется дыхание;
• перестаём дышать, потому что требуется быть тихим и скромным;
• не поднимаем голову, так как «виноват» - меняется дыхание и т.д.
Эти и многие другие родительские требования привели большую часть из вас к психоэмоциональной закрытости, которая, в свою очередь, приводит к возникновению хронического «мышечного панциря». В то же время хронические напряжения формируют характер не в лучшую сторону, а здоровье становится всё слабее и слабее, так как напряжения нарушают энергетические процессы в теле.
Когда детям запрещают выражать определенные чувства и их проявления (например: обиду, радость, смех, плач) или наказывают за то, что они их выражают, они научаются скрывать подобные чувства. В итоге в юности, молодости и старости масса людей пребывает в ужасе от своих чувств и страха их проявить. Они считают их неприличными, опасными, угрожающими, безумными. На фоне сдерживания эмоций появляются комплексы и страхи публичного выступления, страх публично рассмеяться или расплакаться.
Человека запрет на проявления эмоций приводит к потере понимания, что такое хорошо и что такое плохо, тем самым появляется нелюбовь к собственному телу, самобичеванию и самоуничтожению, а далее к собственному разрушению своей личности.
Очень часто хроническое мышечное напряжение является физическим проявлением чувства вины, обиды, протеста, несогласия, возмущения или отрицательным отношением к самому себе. Если человек в глубине своего естества не чувствует себя хорошо, то за всем этим скрывается мысль: «Я наверняка сделал что-то плохое или ошибочное», тем самым развивая в себе состояние вины перед самим собой. Невозможно ощущать себя хорошо, свободно и в полном объёме радоваться жизни, если человек чувствует в себе выше перечисленные состояния и чувства. Эти два состояния - чувствовать/ощущать себя плохо и чувствовать/ощущать себя хорошо - взаимно исключают друг друга. Без внутренней свободы, которая позволяет глубоко чувствовать и выражать свои чувства во всей их полноте, не может быть и радости. Данное состояние - одно из самых «запутанных» и сложных для самого человека. К сожалению, в большинстве таких случаев необходимо обратиться к специалисту, чтобы в полной мере решить проблему.
Глубокие чувства, похороненные нами в себе, - это чувства, принадлежавшие тому ребенку, которым мы когда-то были; ребенку, пребывавшему изначально в безусловной любви, бывшим невинным и свободным; ребенку, знавшему радость до той поры, пока его дух не оказался сломленным тем, что его заставляли испытывать чувства вины и стыда в связи с его самыми естественными импульсами, эмоциями и порывами.
Этот ребенок продолжает жить в каждом из нас, в наших сердцах и в нашей душе, но мы теряем с ним контакт, избегая негативных чувств и воспоминаний, негативных ощущений, возникающих в нашем теле, а это приводит к тому, что мы теряем контакт с самим собой и тем самым остаемся без состояния радости и наслаждения жизнью, теряем любовь к себе и забываем состояние удовольствия, теряем собственное «Я». Чтобы найти себя, чтобы отыскать в себе это погребенное дитя, мы должны освободиться от негативных эмоций и, в первую очередь, от напряжений, связанных с ними.
Время от времени все «забытые» истории, скрытые чувства и страдания поднимаются до уровня сознания, но, поскольку такое событие угрожает нашему сегодняшнему настроению и психоэнергофизическому состоянию, мы их снова блокируем, что приводит к психосоматическим и соматопсихическим заболеваниям. Всё в нашем теле взаимосвязано. Мы в состоянии выжить, если в собственном теле комфортно, свободно и хорошо. Если же мы живем «на поверхности», где мы в силах контролировать и блокировать свои чувства и поведение, но при этом боимся остаться наедине с самим собой, то, в конечном счёте, мы сами себя приведём к стрессу, нежеланию жить, и вследствие этого к болезни.
Невозможно быть счастливым, постоянно принося в жертву свои глубокие и подлинные чувства, доказывая самому себе необходимость быть закрытым. Когда человек избегает своей жизни в глубинах своего естества своей души, то поначалу это может показаться нормальным и вполне приемлемым состоянием, но в конечном итоге подобный образ жизни приносит ощущение пустоты, бесцельности жизни, потери себя и начинается синдром «выгорания». Человек может прочувствовать полноту своей жизни, радость жизни только тогда, когда он может выразить или проявить свои подлинные чувства, прожить свой день и свою жизнь в здравии и согласии со своим телом и душой.
(с) Надежда Лоскутова