Исламский период в Индии и держава Великих Моголов

Mar 30, 2024 19:48



Я решил написать этот пост, потому что мы в среднем очень мало знаем об истории Азии. Наше видение мировой истории очень европоцентрично. Мы знаем о усобицах французских королей и нормандских рыцарей гораздо больше, чем о великих правителях и воинах Средней Азии, хотя последняя гораздо к нам ближе.

Во многих местах, упомянутых в этой истории, мне довелось побывать лично. От Самарканда и Бухары на севере, Исфахана и Язда на западе и до Даулатабада и Биджапура на юге. Везде эту историю рассказывают по-разному. Где-то главным героем, которому мы сопереживаем, выступает великий завоеватель Тимур-Тамерлан. Где-то - мудрые суфии Сефевиды, искусно манипулирующие струнами человеческой души, где-то - несправедливо угнетенные простые индийские крестьяне, через которых проносились туда-сюда все эти великие завоеватели. Так что по итогам недавней поездки в Северную Индию я тоже расскажу эту историю, симпатизируя всем и никому.

Почему-то, говоря об исламском периоде в Индии, принято сразу вспоминать Бабура и Великих Моголов. Которые возникли буквально из ниоткуда и как снег на голову обрушились на бедных индусов, которые почитали корову, занимались йогой и вообще никого не трогали. И (далее вступает в действие троп о воинственных мусульманах/потомках Чингиз-Хана) так завоевали все, что плохо лежало. Вот, например, столицу Индии - Дели!
Бабур в этой истории олицетворяет собой воинственного и жестокого потомка не то Тамерлана, не то Чингизхана. В общем могущественного повелителя бесконечных и неудержимых воинственных орд.
Попробуем, пожалуй, разобраться в этой истории:
  • Кто такой и откуда взялся Бабур? Чей он потомок - Тамерлана или Чингисхана? Великий Могол - это ведь “Великий монгол”? Кто он вообще по национальности?
  • Где столица Индии, которую он захватил? Кого он, собственно, победил? И за чей вообще счет банкет?
  • Куда смотрели индусы? Где были их боевые ваджры и все прочие достижения вед и болливуда?
На фото - "аномальная нержавеющая колонна" в Дели. Надпись на ней начинается со слов "Тот, чья слава высечена мечом...". Колонна примечательна тем, что не имеет почти никакого отношения ко всей этой истории:


В 12 веке на обширных территориях, которые традиционно называют Персией, происходило черт знает что. Пожравшая арабский Халифат сельджукская держава коллапсировала под весом собственной административной сложности. Разные племена тюрков, коренные персы и остатки арабов боролись за власть. В Леванте Сельджуки воевали с крестоносцами и им было не до наведения порядка в Персии. В этом бурлящем хаосе и сформировалась держава Гуридов. Этнически они были не то таджики, не то пуштуны. Но в культурном смысле мы, конечно, должны отнести их к персам. Они писали на персидском языке, читали персидскую поэзию и покровительствовали персидскому искусству. Им удалось навести порядок и подчинить себе обширные территории от Ферганы на востоке и до Багдада на западе.
Один из предприимчивых полководцев гуридов Кутб ад-дин Айбак, в поисках какого-нибудь подходящего места для обретения славы и поправления материального положения обратил свои взгляды на Северную Индию. Это была настоящая граница ойкумены. Тут натурально проходила черта, за которой заканчивалась всяческая культура и цивилизация (под которыми надо понимать персидский язык и ислам) и начинались зловещие джунгли, населенные кровожадными неверными туземцами. И золото... Много золота. Никакого “государства Индия” там не было и близко. Кутб ад-дин Айбак завоевал эти земли и решил на всякий случай построить себе там персональную столицу.
Тем более, что на родине дела у Гуридов шли из рук вон плохо. Гуридский султанат собирался пасть под ударами могущественных Хорезмшахов.
Так появился город Дели и Делийский Султанат. Первое исламское государство в Индии.
Правитель Гуридов Шихаб ад-Дин Гури в свое время купил Кутб ад-дин Айбака у городского кадия, так как искал себе хорошего телохранителя.

Вот набросал карту для тех, кто не ориентируется на местности:


Подобно всем вынужденными эмигрантам, Кутб ад-дин Айбак, воцарившись в Индии, очень тосковал по культурным странам и вообще по цивилизации. Он даже не пожалел денег на строительство в Дели огромного минарета Кутб Минара (на фото), чтобы эта забытая Аллахом дыра хоть немного напоминала ему родину - просвещенный Афганистан.



В начале 13 века Хорезмшахи захватили Персию, и Делийский Султанат оказался окраиной без центра. Стало понятно, что Индия - это теперь надолго и надо как-то в ней обживаться. Впрочем радость Хорезмшахов от владения всем цивилизованным миром была очень короткой. С Хорезмом, Согдом, Мавераннахром и Персией случилось самое плохое, что вообще могло произойти - Чингисхан. Чингисхан обрушился на Среднюю Азию как чума, как потоп, как извержение вулкана. За считанные годы были полностью вырезаны и сожжены богатый Самарканд, премудрая Бухара, блистательный Исфахан. Вся утонченная персидская культура была утоплена в крови и вбита в пепел копытами монгольских орд. Фактически Делийский Султанат оказался одним из немногих резерватов, где она сохранилась. В Дели хлынул поток беженцев из Персии - купцов, ученых, мастеровых ремесленников. Все это, конечно, сказалось на архитектурном облике города в самом положительном смысле.

Гробница Илтумыша, третьего делийского султана:


Оборона Делийского Султаната от монголов держалась буквально чудом. На перевалах Гиндукуша из последних сил сражался против Чингисхана Джелал ад-Дин - наместник Афганистана, последний из Хорезмшахов. К счастью для всех Чингисхан рвался на запад - к Багдаду, Дамаску, Царьграду, Иерусалиму, Каиру, Вене и Риму. Эти великие столицы того времени притягивали его сильнее, чем какой-то там провинциальный Дели.

Уже после смерти Чингизхана его потомки продолжали попытки завоевания Индии. Несколько раз были разорены Лахор и Пенджаб. В 1297 в крупном сражении у Дели монголы одержали победу над войсками Султана, но из-за тяжёлых потерь отступили. В 1299 Ала уд-Дин Хальджи совершил поход на север на земли Чагатайского Улуса. После долгого отступления, монголы атаковали и разбили часть его войск, погиб индийский генерал Зафар Хан. После этого монголы совершили быструю атаку, дошли до Дели и разорили и сам город, и его окрестности
Все это привело к тому что столицу Султаната временно перенесли далеко на юг, в город Даулатабад. Хотя фактическим центром оставался Дели.

Ворота цитадели Даулатабада:


Спустя столетие в пределы Султаната вторгся Тамерлан и взял Дели. Впрочем Тамерлан не собирался становиться правителем Индии. В отличие от Чингисхана его волновали не столько завоевания, сколько процветание и богатство его родных земель. Тамерлан разграбил Дели, но не вырезал его население. Вместо этого он отправил огромный караван из пленных ремесленников, строителей, ученых и других “квалифицированных специалистов” на свою родину, в Самарканд. Поход Тамерлана существенно подорвал могущество державы. До конца от этого поражения Султанат уже не оправился.

Гробница Тимура (Тамерлана) - Самарканд, Узбекистан:


После смерти Тамерлана. Персия начала худо-бедно восстанавливаться как в политическом, так и в культурном смысле. Во главе этого процесса стоял мистический орден дервишей Сефеви, создавший династию Сефевидов и принесший в Персию шиитский ислам. В Хорезме и прочей Средней Азии в то время разнообразные потомки Тимура делили между собой его наследство. В Персии слишком хорошо помнили, к чему приводят вторжения из Мавераннахра и Хорезма, поэтому были максимально заинтересованы в том, чтобы смута там продолжалась как можно дольше. В междоусобице тимуридов они сделали ставку на самого бестолкового и как следствие самого безопасного - Бабура.

Чехель Сотун, дворец Сефевидов в столице Персии, Исфахане (Иран):


Отец Бабура был правнуком Тамерлана, а мать происходила из чингизидов, потомков Чингисхана. Сам Бабур относил себя к монголам, так как вся знать того периода старалась ассоциировать себя с наследниками Чингисхана. Но фактически он относился к среднеазиатским тюркам. Не покривив душой мы можем смело определить его национальную принадлежность как “узбек”.

Ставка Сефевидов одновременно оправдала себя и нет. Бабур действительно оказался самым безопасным и бестолковым из претендентов на остатки Империи Тамерлана. Но из-за этого, несмотря на всю поддержку Персии, проиграл. Потомки Улугбека, другой ветви Тимуридов, успешно выперли его из Узбекистана и Хорезма. Бабур сбежал в Кабул. Некоторое время он сидел в Кабуле и предавался там мизантропии и унынию, так как всяких правителей - потомков Тимура в Афганистане было в то время чуть ли не больше, чем деревень. Но тут ему пришла в голову гениальная идея - завоевать Индию. В самом деле, какие-то левые делийские султаны - это совсем не то же самое что воевать с потомками самого Тамерлана. А деньги? А деньги по старой памяти он взял в Персии у Сефевидов. Те решили, что завоевать Индию сможет даже такой неудачник как Бабур, а иметь на юго-востоке зависимое государство может быть полезным.

Бабур подготовился к захвату Делийского султаната со всей серьезностью. Во-первых, он нашел предателя. Им оказался Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди. Что-то они там не поделили у себя, в Индии, и Аллам-хан призвал Бабура прийти в Индию и навести порядок. Во-вторых, Бабур воспользовался лучшими практиками того времени - он привез узбекских командиров из Мавераннахра, артиллериста Османской империи турка Устада Руми, турецкого военного инструктора Мустафу, а также успешно использовал огнестрельное оружие - пушки и ружья. Делийцы в ответ выкатили в два с половиной раза превосходящую по численности армию и несколько тысяч боевых слонов. Все это закономерно им не помогло, потому что пока они жирели в своих гаремных играх, Бабур все это время вел бескомпромиссную борьбу со своими родственниками за Афганистан. А за одного битого, как известно, десять небитых дают. Кроме делийцев против Бабура вступили раджпуты (индуистские князья), но так как делийцев - своих угнетателей - они терпеть не могли, то противостояли Бабуру по очереди. И также по очереди были им разбиты.
Успешно завоевав Делийский султанат, Бабур перенес столицу Индии в Агру.

Для коренного населения Индии, впрочем, мало что изменилось. Ведь по сути просто узбеки отобрали власть у таджиков. С точки зрения индусов - разницы никакой.
Тут, правда, важно учесть, что завоевал он только север и центр султаната. Южная часть мусульманских владений просто распалась на множество независимых княжеств, таких как Даулатабад, Биджапур, Бидар и Голконда, которые, будучи отделенными от Бабура горами и джунглями, до поры до времени могли чувствовать себя в безопасности.

Комплекс Ибрагим Руза в Биджапуре, один из последних сохранившихся осколков Делийского Султаната. Южная Индия.


Так возникла Империя Великих Моголов. Само название моголы (могулы) использовалось как собирательное имя для разнообразных кочевых народов Средней Азии и, с легкой руки европейских историков, впоследствии стало названием династии правителей Индии. Сами "Великие Моголы" называли себя Тимуридами, подчёркивая свою преемственность от Тамерлана, а династию называли "Гурканы", что на персидском языке означает "зятья". Свое государство же они называли Индостан.

На фото балкон Красного Форта в Агре, столице Империи Великих Моголов


Хотя Бабур из очередного локального афганского князька внезапно сделался повелителем могущественной державы и основателем династии, он до конца своих дней тосковал по родине. До нас дошли написанные им книги и стихи. Вот например:

Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек.
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек

Но увидеть родную землю ему было не суждено. Только после смерти, согласно завещанию, его останки были перевезены в Кабул и похоронены там в специально построенном для этого мавзолее. Сады Бабура, где похоронен сам Бабур и многие его родственники, сохранились до наших дней и являются одной из главных достопримечательностей Кабула. К сожалению в Кабуле я не был, поэтому фотографий у меня нет. Но как знать, может быть когда-нибудь…

После смерти Бабура ему наследовал его сын Хумаюн. Правление Хумаюна началось с больших проблем. Один из старых военачальников его отца, Шер-Хан (да, тигр в Маугли назван в его честь), решил что не подчинится молодому наследнику, а будет править сам. Державу Великих Моголов охватила гражданская война. Хумаюн проиграл серию сражений и вынужден был бежать сначала в Лахор, а потом в Кабул. Но нигде не мог найти ни убежища, ни тем более войска. В конце концов он пришел туда, откуда начал его отец - в Иран, к Сефевидам. Сефевиды, уже несколько раз успешно использовавшие Бабура для решения своих приграничных задач, охотно приняли и его сына. Но прежде чем дать Хумаюну денег и армию, на всякий случай заставили принять шиизм. Эти мистические шиитские ордена, знаете ли, такие затейники.

На фото вид на площадь Накш-э Джахан с балкона дворца Али Гапу. Постройки времен династии Сефевидов. Исфахан, Иран.


Не известно, чем бы закончилась эта история и каким был бы второй раунд противостояния Хумаюна с опытным генералом его отца, если бы не то обстоятельство, что Шер-Хан за это время просто умер от старости. Пока наследники Шер-Хана с упоением резали друг друга в борьбе за наследство, Хумаюн со свежими войсками пришел из Персии и без особого труда взял Дели, а потом и Агру.
Кстати, пока Хумаюн был в изгнании, у него родился сын. Мальчика назвали Акбар, и именно ему предстояло сделать династию Бабуридов по настоящему Великими Моголами.

Пурана - Кила (старый форт Дели)


Сам Хумаюн далее правил недолго. Он мало занимался войной и государственным управлением. Его больше интересовали науки, литература, поэзия и астрономия. Умер он, упав с лестницы в библиотеке в старом форте в Дели.

Библиотека Хумаюна в Старом Форте:


После смерти Хумаюна его сестра, поэтесса и историк Гульбадан-Бегим, по просьбе своего племянника Акбара, написала биографию Хумаюна и историю его правления - "Хумаюн-наме" Писала она, разумеется, на персидском языке.

Хумаюн похоронен в Дели в прекрасном мавзолее, хорошо сохранившемся до наших дней:


Хумаюну наследовал его сын Акбар I, известный впоследствии как Акбар Великий. К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. Талантливый полководец и правитель, Акбар провел военную и административную реформы, укрепил государство и приступил к завоевательным походам. Падишахом Акбаром были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и таким образом весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет.
Возможно, Сефевиды уже были не рады, что помогли его отцу отвоевать Индию, но как бы то ни было Акбар вел тонкую дипломатическую игру, балансируя между Сефевидской Персией и Османской Империей, не принимая окончательно сторону ни одной из них.

Акбар мало интересовался литературой. Больше его интересовали религия и философия. Он разработал новое религиозное учение «божественная вера», которое сочетало в себе элементы индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. К счастью, все это произошло уже под конец его правления и держава Великих Моголов не успела сорваться в пропасть религиозных войн. Акбар был похоронен в мавзолее в Агре.

Мавзолей Акбара Великого, Агра:


Красный Форт Агры, строительство которого было начато по приказу Падишаха Акбара:


Акбару наследовал его сын Джахангир. Джахангир - крайне противоречивая фигура. Его изображают то чуть ли не ученым и тонким ценителем искусства, то запойным пьяницей, деспотом и опиумным наркоманом. И хотя по иронии судьбы имя Джахангир означает «Покоритель мира», именно при нем держава Великих Моголов подверглась существенными испытаниям. Из-за непредсказуемости Джахангира его постоянно пытались сместить его придворные и даже собственные сыновья. Старший сын, султан Хусрау-мирза, был ослеплен, а впоследствии задушен по приказу собственного отца. Даже официальный наследник, Шах Джахан Бахадур, несколько раз поднимал мятежи. К концу правления Джахангира из-за его общей невменяемости власть фактически перешла в руки его жены Нур-Джахан («Светоч мира»). После смерти Джахангира все закончилось междоусобицей и войной всех со всеми, победителем в которой вышел Шах Джахан, вырезавший всех своих родственников.

Гробница Джахангира находится в городе Лахор, где я, к сожалению, не был. Но в Агре есть Трон Джахангира из черного сланца. Трон был расколот джатским раджой Джавахаром Снгхом, более чем через 150 лет после смерти Джахангира, когда династия Великих Моголов была уже в глубоком упадке:



Шах Джахан очень любил свою жену. Технически у него было шесть жен, но любил он одну, которую называл Мумтаз-Махал “Украшение Дворца”. Кроме жены он еще любил архитектуру, поэтому по всей Северной Индии началось строительство прекрасных мраморных мечетей и дворцов. Мумтаз родила своему господину 14 детей. Четырнадатые роды ее окончательно доконали и она умерла. Шах Джахан был безутешен. Свое бесконечное горе по ушедшей любимой он воплотил в прекрасной гробнице, которую построил для нее на живописном берегу реки Ямуны. Тадж Махал и поныне считается одним из величайших шедевров мировой архитектуры и визитной карточкой Индии.



После смерти жены Шах Джахан потерял интерес к государственным делам и предавался грусти и занимался своими архитектурными проектами. Власть над страной он передал своим четырем сыновьям. Сыновья Джахана решили вопрос в традиционном ключе, а именно развязали друг против друга войну, несмотря на наличие живого отца. Победителем в этой войне вышел шахзаде Аурангазеб. Он заточил своего отца во дворце и в последствии поднес ему на серебряном блюде голову своего старшего брата Дара Шикоха.

После смерти Шах Джахана Аурангзеб взошел на престол под тронным именем Аламгир «Покоритель Вселенной». Некоторые считают, что Аурангзеб пошел в прадеда. Как и Акбар, Аурангзеб был реформатором и завоевателем. Но суть его реформ была во многом противоположна реформам Акбара. Акбар пытался создать великое индийское государство, примиряя и соединяя народную индуистскую культуру с дворцовой персидской. Аурангзеб же наоборот был жестким защитником чистого ислама. Он прекратил политику веротерпимости к индуизму. Разрушил большое количество индуистских храмов и запретил строить новые. На этой почве он рассорился со своими союзниками раджпутами и жестоко завоевал их, подчинив себе их земли. Также он принял целый ряд завоевательных походов на юг, где добил остатки Делийского Султаната - султанаты Голконду и Биджапур, положив конец династии Адилшахов. Для того чтобы вести завоевательные походы на юге, он перенес столицу в один из южных городов, который существенно расширил и переименовал в свою честь в Аурангабад.

Мавзолей Биби-Ка-Макбара возведён Аламгиром I (Аурангазебом) между 1651 и 1661 годами для своей жены Рабии-и-Дурани-бегум. Аурангабад. Индия.


Надо отметить что типичный Хан-завоеватель или Падишах в Средней Азии выглядел совсем не так как то, что мы себе представляем при слове “хан”. В большинстве своем это были очень образованные люди, говорившие и писавшие на нескольких языках. Среднеазиатский правитель того времени должен был интересоваться науками, уметь поддерживать беседу на темы богословия, математики, астрономии и литературы, писать стихи и, по возможности, книги.
В частности, завоеватель Индии Бабур состоял в переписке с многими учеными и поэтами своего времени, оставил нам несколько собраний очень лиричных и грустных стихов и автобиографию, в которой описал свою жизнь, и завоевательные походы.
Падишах Акбар собрал в Агре огромную библиотеку. Он живо интересовался историей и культурой завоеванной им Индии и лично перевел несколько индийских трудов с санскрита на персидский.
Даже наркоман и алкоголик Джахангир сподобился написать художественную автобиографию “Джахангир-наме”, из которой мы и узнали подробности его морального падения.

Султан Мавераннахра, Улугбек, сын Тамерлана, рассказывает ученикам об устройстве небесной сферы. Музей астрономии в медресе Улугбека в Регистане, Самарканд, Узбекистан:


Падишах Аламгир I (Аурангазеб) умер в возрасте 88 лет, большую часть из которых он правил Индией. При нем держава Великих Моголов достигла пика своего могущества. Дальнейшая история страны - это лишь история упадка. “Магия ушла из мира”. Наступил XVIII век и Индия, Персия и вся Средняя Азия вступили в новый исторический период - эпоху колониализма. Период унылого безвременья, когда миром правят не могучие завоеватели и мудрые суфии, а Британская Ост-Индская компания и европейские железнодорожные концессии. Всю Среднюю Азию и Индию ожидала эпоха угнетения и культурного упадка, описываемая унизительным выражением “страны третьего мира”. Лишь сейчас мы наблюдаем как этот регион стряхивает с себя оковы сна и снова возвращается на мировую сцену. Но это уже совсем другая история, которую будут рассказывать наши потомки. Мы же можем отправиться в Индию и в Иран, чтобы почувствовать это удивительное ощущение поднимающего и расправляющего плечи после векового угнетения колосса, чувство весны и возрождения жизни.

Возможно когда-нибудь и я смогу проехать по “Дороге Тамерлана” - пути, соединяющему столицы древнего Мавераннахра и державы Великих Моголов: Самарканд - Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Исламабад - Лахор - Дели:



2010 год. Мы первый раз приехали в Дели (и вообще в Индию):


Ссылки:

PS. На Заглавном фото - ворота мечети в городе Фатехпур-Сикри построенном Акбаром Великим в качестве новой столицы.

india, Индия, adventures

Previous post Next post
Up