Одно из самых популярных туристических мест на Байкале - остров Ольхон. И это не случайно. Это действительно потрясающе красивый остров. Мы провели там два с половиной дня и этого оказалось категорически мало.
Дорога на остров занимает больше пяти часов на машине или автобусе. Это может быть довольно утомительно, поэтому лучше не делать это сразу после авиаперелета. Хотя в целом дорога в хорошем состоянии и машины едут быстро.
От большой земли остров отделяет небольшой пролив “Ольхонские Ворота”, через который организована паромная переправа.
Это самое узкое место в пути. Тут можно простоять несколько часов в очереди на паром. Вроде как для автобусов, маршруток и отдельных легковых машин (такси?) есть приоритетная очередь, но я не разобрался как это все работает.
Вокруг красивые скалы, виды на Малое Море, ларьки со всякими бургерами, хотдогами и прочей едой. Пока машина стоит в очереди можно пофоткать и покушать.
Паром идет всего несколько минут. До противоположного берега рукой подать. Как только паром отходит от причала его окружают чайки и начинается ковровое бомбометание по пассажирам. Во избежание поражения пометом, лучше сразу вставать куда-то где есть крыша.
По другую сторону переправы начинается грунтовая дорога, ведущая через степь вглубь острова к поселку Хужир. В самом Хужире и вообще где бы то ни было на острове асфальта тоже нет.
Хужир вообще довольно специфическое место. С одной стороны - это выглядит как обычная русская деревня где-то вдали от цивилизации, с избами, заборами, уазиками пробивающимися через заполненные водой колеи, и вот это все. С другой половина домов в этой “деревне” - отели, рестораны и сувенирные магазины. Видно, что деньги и цивилизация нахлынули на поселок внезапно, поэтому там все перемешано.
Вообще у Ольхона довольно непростая история. Долгое время тут не было ничего кроме нескольких небольших бурятских деревень. Потом в советское время за освоение территории взялись системно, в духе методов освоения Сибири того времени: построили бараки, завезли зэков и организовали рыбхоз. Потом зэков постепенно выпустили и они стали работать в рыбхозе за зарплату (те, кто не уехали). Некоторые местные жители - их потомки. Этот период дал острову такие топонимы как “пляж ГСМ”. На острове было электричество, но обеспечивалось оно дизельной ТЭЦ, для которой с материка завозили солярку. В 80-ые рыбхоз закрылся, в 91-м году закончилось и электричество, а с ним связь и прочие атрибуты цивилизации.
Пляж ГСМ:
Хужир:
Цивилизация вернулась в Хужир только в 2011 году в виде проброшенного с материка подводного кабеля. Примерно в то же время начал активно развиваться туризм, на остров потянулись люди, началось строительство домов и гостиниц.
Наш отель был совсем рядом с берегом и с основным гулятельным местом поселка - мысом Бурхан.
Рядом с ним расположена скала Шаманка - главный открыточный вид Байкала.
Сам мыс окутан целым сонмом легенд. Это и место силы бурятских шаманов, и священное место тибетского буддизма, пришедшего сюда через Монголию. В скале раньше было буддийское святилище, а название “Бурхан” - это имя духа места - озера Байкал в шаманизме. По этому поводу на вершине мыса стоит “коновязь для духов” - 13 деревянных столбов, к которым приносят подношения - деньги, зерно, молоко.
Вообще из разговоров с местными у меня сложилось ощущение, что островом управляют две могучие силы - Шаманы и Администрация Заповедника.
Как бы то ни было, место и правда очень красивое и настраивает на философский лад. Так что не удивительно что священное.
Отель, в котором мы жили, очень контрастировал с торжественной и холодной окружающей природой. Он был очень уютный и какой-то хипстерский, как будто шаманы телепортировали его сюда из центра Москвы. Все вот эти пуфики, шезлонги и прочие смузи. Хотя я ожидал вместо этого увидеть деревянный сруб с чучелом медведя, где повидавший виды бородатый мужик разливает по оловянным кружкам самогон. В общем сплошной когнитивный диссонанс. Но было очень комфортно и удобно.
Первое, что поражает на Байкале, - это простор. Бескрайняя степь, переходящая в огромное озеро, и синие вершины гор, проступающие сквозь дымку вдалеке у самого горизонта.
Невозможно остановиться и перестать фотографировать это озеро, степь и бездонное небо.
Сам Ольхон довольно плоский и представляет из себя очень пологие холмы, поросшие травой, а кое-где лесом. Но при этом он приподнят над поверхностью воды и берег обрывается в озеро крутыми скалистыми уступами. Так что ходишь все время вроде по горизонтали, а виды как в горах.
Остров большой. Чтобы его осмотреть нужен транспорт. Не считая всяких экзотических вариантов типа велосипеда, основным транспортом тут является микроавтобус УАЗ.
Вот она Буханка, царица степи:
Буханка бодро взбирается по бездорожью с холма на холм, но внутри трясет так, что кажется, что катишься кубарем
Мыс Харанцы.
Рядом есть одноименная деревня с аэродромом. Отсюда летают маленькие самолетики в Улан-Удэ и еще куда-то.
Бухта песчаная. Раньше тут был рыбзаод, а теперь главный пляж острова:
Вода в Байкале очень чистая и прозрачная. Но холодная:
Самая северная оконечность острова Ольхон - мыс Хобой. Тут соединяется Малое Море, отделяющее Ольхон от западного берега, и основная часть Байкала.
Одна из местных достопримечательностей - “Хранитель Байкала” произведение бурятского скульптора Даши Намдакова. Выглядит очень шамански. Колокольцы звенят, раскачиваясь на ветру.
Как я понимаю, автор пытался визуализировать одного из тех духов, с которым разговаривают шаманы. Получилось вполне убедительно.
Вообще следов шаманизма тут довольно много. Периодически встречаются разные резные столбы, к которым местные жители и туристы повязывают ленточки на удачу. Это все, конечно, современное, но есть и археологические находки. Говорят, их можно увидеть в музее в Хужире, до которого я, к сожалению, не дошел.
Кроме бурятского шаманизма тут есть еще бурятская еда. В основном она представлена таким блюдом как “позы”. Позы - это такие большие пельмени с мясом и бульоном внутри. Больше похожи на китайские дамплинги, чем на кавказские хинкали. Но вообще разница между этими блюдами в основном в приправах и соусах. Почему-то мне не пришло в голову их сфотографировать, поэтому вот еще один шаманский столб:
Кроме степи на острове есть леса, но мы были в них в основном проездом и видели издалека. Экскурсий туда нет, а чтобы дойти пешком нужно больше времени, чем у нас было. Так что пришлось ограничиться небольшой рощей совсем рядом с Хужиром.
Еще есть несколько больших пляжей. Люди там загорают и купаются, но, на мой взгляд, вода для этого холодновата. Так что мы просто бродили по песку среди лиственниц и сосен и смотрели на озеро и разную живность. Вот тут, например, пара лошадей и цапля.
По озеру периодически проплывают разные катера и другие суда. Некоторые из них весьма затейливые:
Кроме автомобильных экскурсий по острову можно еще осматривать его с воды.
Плавание начинается из места, называемого Порт Ольхон. Место больше всего напоминающее локацию из “Фоллаута” или “Сталкера”. Панк-шапито, построенное на руинах погибшей древней цивилизации. Но выглядит миленько )
Тут можно сесть на катер и отправиться плавать вдоль скалистых берегов острова. Мы решили сделать это на закате, но бонусом к закату получили еще ливень и радугу.
Пока все прятались в салоне, я остался на верхней палубе и наслаждался потрясающими видами природы. Промок, правда, до нитки.
Никогда раньше не видел птичий базар. Очень впечатляющее зрелище. Птицы массово селятся на необитаемых скалистых островах, куда не могут добраться люди и хищники. Тысячи их.
Дальше этот пост оккупирован фотографиями заката, ничего поделать нельзя
Итого:
- Ольхон - круто. Поеду еще раз. Всякую Листвянку и прочее такое в следующий раз пропущу.
- Важно выбрать хороший отель. Их там есть. Мы жили в “Вилла Малина”, всячески рекомендую. Но он там не один такой.
- Два дня на Ольхон очень мало. Хорошо бы 5. Или больше. Можно просто сидеть на веранде, играть в настолки и любоваться красотой.
- Отдельного упоминания заслуживают закаты. Такую красоту я последний раз видел, пожалуй, только в пустыне Вади Рам в Иордании.
Ссылки: