Наткнулась на этот видеоролик в сети. При всем моем глубочайшем уважении к о. Андрею, смею с некоторыми моментами не согласиться. Точнее, согласиться с ним, но поспорить)))))
You can watch this video on www.livejournal.com
Это не корень всех зол, это только одна грань многогранной проблемы.
Это как выключить свет и смотреть с фонарем на средних размеров икосаэдр. Из его двадцати граней четко вы увидите только одну. Ту, которую освещает источник света. Все остальные плоскости, будут либо вообще скрыты от вас, либо находиться в полутени.
Мне кажется, слишком смело видеть проблему только в низкой квалификации пед.кадров. Хотя, я не снимаю и этого вопроса с весов. Это одна сторона проблемы под названием «Современное образование»
Какие другие?
1) Проработав в системе образования всего (!) 3 года, я поняла одну вещь. Мы что-то потеряли и утратили. Мне не трудно понимать и сопоставлять, хотя я не училась в русской школе. Но, Господь управил и мне довелось получить среднее образование в советской школе, в русскоговорящем городе на Украине. Училась тогда, когда русская литература была обязательным предметом, а не преподавалась в виде факультатива в рамах Зарубежной литературы. Я помню то, что называется свободой учителя. Свободой преподавать предмет легким дыханием, видя конечную цель своих трудов. И вот заминка как раз в этой цели. Если целью учителя будут хорошие результаты на ЕГЭ, то никакого качества не будет. Потому, как средства будут иные. Это не уроки - открытия, а уроки натаскивания по тестам, что сейчас и происходит, чего скрывать? Многогранная личность не нужна, нужен робот, который должен не ошибаться и постараться набрать макс. кол-во баллов на экзамене, при этом имея перед собой на экзамене официальную шпаргалку- 2 листа формул по математике за курс обучения в 7-9 классе! Здорово!
2) Я люблю приводить этот пример, с помощью него можно сделать сразу 2 вывода. Картина «Устный счет» (художник Н. Богданов-Бельский, 1895год).
Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. Когда-то давно жил известный русский педагог Сергей Александрович Рачинский, замечательный представитель русских образованных людей позапрошлого века. Он был доктором естественных наук и профессором ботаники Московского университета. В 1868 году С.А. Рачинский решается идти в народ. Он «держит экзамен» на звание учителя начальных классов. На свои средства открывает школу для крестьянских детей в и становится в ней учителем. Так вот, его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Как видите, художник изобразил С.А. Рачинского вместе с его учениками на уроке устного решения задач.
У меня две мысли, когда я смотрю на эту картину. Нет, я не говорю сейчас о примере, который должны были решить устно ученики. Сейчас такой пример возьмет редкий старшеклассник. Дело не в этом. Где сейчас такие классы, чтобы учитель сидел, а дети обвив его, решали. В среднем в классах, около 30 человек, и если перечитать пункт 1, то станет понятно, что делает на уроках современный учитель.
Считать устно не надо, надо уметь из 4 предложенных ответов выбрать верный!
Второе, отец Андрей говорит о «социальных инвалидах», о девочках-институтках, которые не могут в силу своей профнепригодности качественно дать урок. Скажите, сколько современных потенциальных Рачинских, придут в школу сегодня? Сейчас, когда говоришь, что ты учитель, то большинство начинает тебя жалеть. А то меньшинство, которое понимает твой выбор, не догадывается еще, что ждет тебя в школе. Опять возврат к п.1.
Я не педагог по образованию, но я хочу и могу им быть. У меня нет амбиций и желания работать в ИТ-компаниях, хотя это прямая моя специальность. Я хочу посвятить себя детям, хочу учить, но от меня ждут не знаний, а умений натаскать. Без вопросов, я сделаю, а что будет с детьми после того, как они получат заветный аттестат? Кого мы готовим? В жизни уже будут не тесты, а выживание, где сильнее тот, кто умеет анализировать и сопоставлять, работать с информацией, кто много знает и имеет кругозор. Где взять? Школа сейчас этому не учит
3) О.Андрей говорит о возвращении воспитательной функции в школу. Опять соглашусь. Но, скажу так, воспитание -это тандем родителя и педагога. Я об этом говорю на каждом род. собрании, хотя родителям проще и комфортнее этого не слышать Пока родители дома будут обсуждать и унижать учителя, пока будут разборки вопиющих «мамашек» с «училкой» на глазах «пушистого» ребенка, то никогда воспитание не получится. Мы выпустим калек. А дальше, по спирали: авторитет учителя падает, родители, которые совсем недавно сами со школьной скамьи, которых вот также натаскивали, продолжают доказывать своим детям, что учитель-дурак, а ты умный, со всех сторон трубят про права ребенка, но почему-то забывают упоминать об обязанностях.
П.с. заметьте, я не упомянула материальную сторону вопроса, которая не важна для учителя, ведь он же альтруист и обязан работать даром!
Вывод: проблемы эти цикличны и витиеваты, одна порождает другую. Система- современное общество- семья. Чтобы что-то изменить надо отрегулировать все звенья механизма, а не просто констатировать и поступать по известному принципу:
«Разберусь как следует и накажу кого попало»
Может пора включить свет и максимально охватить проблему?