Картины, как и книги, верные средства понять и прочувствовать то, что любишь и ценишь. Я не говорю, что они приведут к христианству (хотя и такие примеры есть), нет. Для обращения Льюис и Ге не нужны. Они даже вредны,если без поворота воли, человек будет набивать себе голову более или менее мудрыми фразами. Любые средства вредны, если набивать ими голову, а не сердце. Если же есть желание не самоутвердиться, а не потерять Его, если есть сокрушение, то жизнь меняется. Каждый день приходится заново решать и делать тысячи вещей. И тут поможет многое. Будешь читать самые сложные духовные трактаты, часто смотреть на изображения, что угодно, только бы "об этом". Именно в такое время очень помогает и Льюис и Ге)))
Илья Репин "Воскрешение дочери Иаира", 1871Не думала, что Репин может быть таким трогательным и реалистичным
Александр Иванов "Явление Христа народу", 1837-1857Мечтаю увидеть огромных размеров шедевр Александра Иванова "Явление Христа народу" (высота - 540 см, ширина - 750 см). Для этого полотна отведена отдельная зала галереи.Художник присал ее 20 лет, в Италии, в маленькой келье-мастерской. Иванов искал натурщиков, похожих на жителей Древней Иудеи, по всей Италии. Посещал синагоги и церкви. Потом картину переправили в Россию.
Мои любимые изображения Христа -это конечно же полотна Николая Ге.
Н. Ге "В Гефсиманском саду"
Еще у Н.Ге нравится картина "Совесть.Иуда", 1891. Самое сильное впечатление из всего увиденного
Ге. Христос в синагоге
Иван Айвазовский, "Хождение по водам", 1888 год
Леонардо да Винчи, Тайная вечеря, 1495-1498
О самой фреске, о размерах и пр. деталях создания писать не буду, в доблестная ВикипедиИ все есть
Событие нам известно- Тайная вечеря, Евангелие от Матфея (26:14-35), его коснусь дальше
Теперь апостолы (В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов):
Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:
* Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей;
* Иуда Искариот (в одежде зеленого и голубого цвета), Петр и Иоанн;
* Фома, Иаков Зеведеев и Филипп;
* Матфей, Иуда Фаддей и Симон.
И теперь главный момент, кульминация- Христос открывает ученикам: «Один из вас предаст меня»,- и в тот же миг все изменилось. Отшатнулся от учителя и печально поник Иоанн, отпрянул пораженный Иаков Старший. Их движения выдают то первое потрясение, когда человек еще не в состоянии разобраться в случившемся. Ближе к краям фрески это расходящееся движение замедляется, лица апостолов становятся все более сосредоточенными, их жесты - вопрошающими.
Апостол Варфоломей уже приподнялся со своего места, весь подавшись вперед. Справа юный Филипп подался вперед, вопрошая учителя, не его ли тот подозревает, и в то же время прижимая руки к груди, как бы желая показать свою готовность отдать за него жизнь. Слева виден неистово бросившийся к Христу Петр, думающий не о жертве, а о возмездии неведомому предателю.
о вокруг Христа - свободное пространство, особо заметное в этой фреске, где фигурам довольно тесно.
Однако Леонардо не ограничился этим. Ближайшее к фреске окно трапезной доминиканского монастыря (место создания фрески,все окна в котором расположены слева от фрески) отстоит довольно далеко от угла, и таким образом свет из него всегда, в любую погоду и в любое время дня, падает на центр фрески, оставляя менее освещенными боковые фигуры.
Все это не только выделяет фигуру Христа, но и создает вокруг него какую-то совсем особую эмоциональную атмосферу, отличную от той, в которой находятся апостолы, и в какой-то мере недоступную им. Зритель не может не испытывать ощущения особой свободы именно этой фигуры, ее движений и положения в пространстве фрески. Здесь сочетаются покорность судьбе и в то же время почти неуловимый оттенок властвования над ней. ( взято у В.Н. Прокофьева, По Италии, «Искусство», М., 1971 г.)
Существует легенда (притча, мнение) о образе Иисуса и Иуды у Да Винчи . Леонардо провел глубокую работу, он четко очертил в уме портреты всех участников Вечери. И тогда он начал искать людей, которые смогут ему позировать. Начал он с Христа. Пришлось долго искать подходящую кандидатуру. Через какое-то определенное время он нашел одухотворенного человека в церковном хоре, похожего на Спасителя не только внешне, но и по своему внутреннему состоянию. И получился тот самый незабываемый образ, который мы теперь все знаем.
Так в работе прошло 2 года, постепенно были нарисованы одиннадцать апостолов. Настало время рисовать завершающий штрих - предателя Иуду. Поиски человека, на лице которого отражалась злоба Иуды, оказались даже длительнее, чем для Иисуса. Леонардо часами бродил по Милану в поисках подходящего персонажа.Но однажды Леонардо встретил человека, который идеально подходил образу Иуды...В луже из сточных вод, в грязном переулке Милана сидел грязный, измученный, пьяный мужчина. Тогда обрадованный да Винчи предложил этому мужчине эту работу. Его притащили в мастерскую Леонардо, и когда пьяница увидел фреску он сказал:" Я уже видел это!". Леонардо был в замешательстве..."Два года назад Вы с меня писали Христа"
еще интересные моменты:
1) Иуда единственный поставил локоть на стол, в его руке мешочек...то ли это серебро предательства, то ли знак, что Иуда был казначеем?!
2) лишняя рука, держащая нож...Она не принадлежит апостолам...Правда, есть разъяснение, что это рука апостола Петра, направленная в противоположную от Христа сторону, как прообраз событий в Гефсиманском саду
Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира
Тициан на меня сразу не произвел впечатления, пока не наткнулась на его картину
Динарий кесаря,1516г
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли... (Мф. 22:15-22)
Однако смысл картины гораздо шире, и для самого Тициана это тоже было глубоко этическое произведение. Не нарушая и «буквы» евангельского текста, Тициан вносит в картину совершенно особый дух, особую идею. Эту идею он выражает в столкновении живых человеческих характеров в момент сильного психологического конфликта.
Для своего произведения Тициан выбрал распространенную в Венеции форму картин с коленными фигурами. И эта форма, более чем всякая другая, сосредоточивает внимание зрителя на смысловой стороне картины.
Лица контрастируют друг с другом, лик Спасителя написан в три четверти поворота направо и сильно освещен - лицо фарисея изображено в профиль, и на него положены глубокие тени.
Уже само сближение лиц Христа и фарисея выявляет нравственный конфликт между ними во всем его напряжении. Одно лишь сопоставление тонких, благородных пальцев Спасителя с грубой, узловатой рукой фарисея дает яркое представление о различии их духовного облика. Именно цветом выявляет Тициан психологическую суть личности.
Цвет тел у них тоже различен: у Спасителя оно светлое и нежное, у фарисея - грубое и коричневатое. Но прекраснее всего именно контраст тона рук: белая, нежная рука Христа выделяется на ярко-красном фоне его хламиды, рука фарисея изображена на синем фоне мантии Спасителя.
Христос несет в себе всю полноту возвышенных идеалов Ренессанса и в физическом и в духовном совершенстве человека. Благородство и душевная чистота, нравственная строгость и мягкая доброта раскрыты в спокойном, полном достоинства повороте головы, чуть печальном взгляде и одухотворенных чертах лица.
Образ фарисея является воплощением самых низменных черт человеческой природы: корысти, лицемерия и т.д. Этот контраст последовательно проведен Тицианом в колористическом решении картины. Синий и красный цвета одежд Христа излучают золотое сияние, в то время как белый хитон фарисея кажется безжизненным и погасшим.
Сталкивая Христа и фарисея лицом к лицу, Тициан избегает резкой прямолинейности в изображении их «поединка»: стихией цвета и света передает Тициан духовное благородство Христа над низменным коварством фарисея.
Взгляды их не встречаются, хотя фарисей жадно ищет глаза Христа. Но проницательный, слегка печальный взор Спасителя направлен мимо него...
И узнала недавно, что Тициан позднее создал еще одну картину "Динарий кесаря", 1568 г. Это заказная картина для короля Филиппа Второго, сейчас она находится в Национальной галерее в Лондоне.
И снова Ге
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Б.Пастернак
Николай Ге. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад 1889.
В 1889 на передвижной выставке появилась новая картина Ге «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад». Эта работа могла бы встать в один ряд с лучшими произведениями русской живописи того времени. В ней было и волнующе-тревожное настроение, и необычайно красивый колорит - лунный свет ложился на стены и камни перламутровой игрой красок, холмы серебрились искорками росы. Фигуры апостолов, закутанные в покрывала, торжественно спускаются по ступенькам в темноту, и только Иисус застыл на мгновение, подняв глаза к прекрасному и бесконечному звездному небу. Но картину подвергла критике церковная цензура.
Ге изображает Спасителя в последние часы Его земного бытия, когда Он, своей земной природой, как смертный человек осознал, реально ощутил весь ужас предстоящих ему истязаний: глумления обезумевшей толпы и казнь, самую мучительную и самую позорную. И Его пронзает жгучая тоска. Обратив взор Свой в небо, к Отцу Небесному, Он весь уходит в молитву, кажется окаменевшем, в страстном порыве молитвенного предстояния. Глядя на картину, невольно возникают в памяти евангельские слова, произнесенные самим Христом: «Душа скорбит смертельно».......мурашки по коже...
Есть картина, которая мне очень нравится...К открытому уроку по ОПК я выбрала ее (говорили о совести и раскаянии)
итак, Н.Ге "Тайная Вечеря"
Немного о картине:
На картине изображена последняя трапеза Христа с Его учениками незадолго до Его Распятия. На этой вечере Христос предсказал ученикам Свою Смерть и сказал, что все они отрекутся от Него, а один из них и вовсе окажется предателем. Услышав об этом, ученики стали спрашивать: «Не я ли, Господи?» Спросил и Иуда, уже договорившийся с людьми, желавшими смерти Христа, что предаст им Его за тридцать сребреников (монет). Спаситель ясно ответил Иуде: «Ты», желая устыдить его и отвратить от предательства. Но Иуда не отступил от своего замысла и ушел с вечери, чтобы исполнить его.
На картине Николая Ге все слова уже произнесены и Иуда покидает собрание.
После просмотра, детям были заданны 2 вопроса:
1. Как художник изобразил Иуду? Почему?
2. Рядом с самой темной на картине фигурой Иуды художник поместил самую светлую...апостола Петра. Почему Н. Ге изобразил фигуру этого ученика светлой, ведь он скоро трижды отречется от своего Учителя?
Один мой друг, которая увидела картину и услышала то, как и о чем мы говорили с детьми, сказала мне следующее (цитата) :
" Присмотрелась к "Тайной Вечере" Ге. Хорошо, что я не у тебя учусь. Просто... Высветленная - не значит светлая. Очень и очень странная картина. Безликое предательство, тень, в которой толпятся все, кроме четверых. Боль на лице Христа, удивление и неверие Иоанна, гневно сдвинутые брови Петра... И плащ. Странный плащ, повторяющий на левой руке очертания крыла ангела, а справа - бессильно упавший. Почему надевается с левой руки? Иуда - левша? Он отвернулся от всех одновременно: и от жизни в картине, и от зрителя "за рамкой".
Христос ... Еще впереди Гефсиманский сад и принятие, пока все еще страшно и больно, но решимость уже видна. Он даже не делает попытки встать, остановить, удержать. Он уходит в Себя, собирается с силами.
Иоанн. Как обычно, мальчишка, миловидное личико пытается улыбнуться, вдруг это все - шутка? Ведь нельзя же предать? Ведь этого не бывает? И он же наш друг, это же неправда? Мне страшно, я не верю в зло...
Петр. Самая освещенная фигура, может, потому, что он - следующий. Этот гнев на лице - как злая насмешка над тем, кому только предстоит шагнуть в ту же тьму отречения. И тем ярче переход.
Остается один вопрос: а где на этой картине Андрей?"