(no subject)

Apr 29, 2024 13:51

Нельзя давать человеку перечень нормативов, который он должен успеть выполнить за пять дней до Пасхи, как то: успеть причаститься, исповедаться, помыть окна, приготовить праздничный стол, постричь детей, надеть белые платочки, вовремя прийти на службу, освятить куличи, похристосоваться и тому подобное.
Надо понять, что тут нет шаблона, в который нужно вместиться. Успел, не успел - это детали. Не стоит на это отвлекаться, так как не это главное.
Ну не успеете вы что-то сделать из этого списка - не велика беда.
У всех по-разному встреча праздника происходит, и слава Богу, что это так. Мне думается, что время очень строго относится к тем, кто хочет создать некий «священный» быт и по этому эталону жить из года в год - этого не будет. Сам Бог этого не хочет.
К примеру, если у вас нет красивой дорогой ткани, чтобы сшить ризу, то нужно шить из того, что есть.
Или нет у прихода благовонного ладана, хорошо пахнущего, то надо кадить сушеной хвоей. Нужно как можно меньше зацикливаться на внешнем - не успел сегодня, значит, успеешь завтра, если приложишь усилия.
Ну, а если и завтра не успеешь, то не стоит сильно терзаться из-за этого. Все внешнее - относительно; если из-за этого мучиться, всю жизнь можно растратить.
Но это что касается внешних вещей, мы не говорим сейчас о богослужении и Таинствах, которые не терпят отлагательств.
Меня больше интересует другой момент: праздник должен быть словесным.
Григорий Богослов говорит, что мы ученики Слова и поэтому не имеем права праздновать бессловесно.
Другими словами, праздник должен сопровождаться пояснениями, поучением, чтением, проповедью. Парадокс, что на Пасху в нашей Церкви традиционно нет проповеди, тогда как это центральный христианский Праздник Праздников и Торжество Торжеств.
Вот в Светлую седмицу мы разговляемся, для многих начинается «праздник живота».
Но Пасха продолжается каждое воскресенье - мы празднуем ее 52 раза в год! И Евангелие, в котором говорится о воскресшем Христе, читается регулярно вечером в субботу, когда у нас почему-то нет традиции проповедовать. И получается странность: у нас почти нет проповеди по текстам о Воскресении.
Мы не объясняем воскресное Евангелие! Вот если этим озаботиться, многое встанет на свои места. Есть закон, который изрек, если не ошибаюсь, блаженный Августин: если Бог на первом месте, то все остальное тоже на своих местах.
Если же Бог на втором, третьем, пятом месте, то все остальное вверх тормашками. Наша жизнь, в общем-то, тоже вверх тормашками, потому что зачастую у нас Бог идет в довесок к куличам, а не наоборот. В этом мы коллективно виноваты.
Поэтому и ответственность за то, что мы выгнали Бога на периферию сознания, должна быть общая. Даже во время Пасхи мы думаем о чем угодно, но не о Христе.
Ну, мечтать о том, чтобы совсем отложить всякие заботы и житейское попечение, - как-то не трезво.
Жизнь тяжела, и тяжесть эта не случайна.
Вся тварь покорена суете, и все творение воздыхает, ожидая окончательного искупления.
Даже в мелочах всего не перечесть: зубы приходится чистить, и ботинки шнуровать, и постель перестилать, и счета оплачивать, и так далее почти до бесконечности.
Хорошо бы от всего отрешиться. Но вот попробуй, как блаженный Василий, нагим зимой походить. Быстро смиришься и побежишь домой принимать теплую ванну.
Тогда окажется, что то, что ты считаешь суетой, на самом деле дар Божий. Все дело в том, как на что смотреть.
Довольно будет и того, что мы в храме на службе усиливаемся отлагать всякое житейское попечение.
Дальше за пределами храма дело усложняется. Привезли в магазин хлеб. Это суета? Да, но еще и милость Божия.
Сердечко вдруг прихватило, и вовремя приехала «Скорая» - это вообще суета сует, но вместе с тем и величайшая милость.
В суете и «Скорая» по городу ездит, в суете и уставший диспетчер звонки принимает по тысяче в день.
Но все это милость, которую нужно превратить в сознательное служение.
А все мирское забыть, дай Бог, только на время службы и получится.

прот. Андрей Ткачёв
Previous post Next post
Up