Схема "внутреннего устроения"

Feb 23, 2019 22:39

"Проблема" М., "проблема" С., "проблема" А., "проблема" С.М., "проблема" матушки Х.: как им дать понять, что никаких "рецептов" и "решений" у меня нет, что это мучительное искание "помощи" есть вид бегства от себя, от жизни, от совести, от решения.

Думая вчера о длиннейшем последнем разговоре с С.М., мне показалось, что, может быть, схему "внутреннего устроения" можно было бы представить в некоей опять-таки "триединой" интуиции, в постоянном хранении даже не сознанием, а именно нутром, душой следующих "отнесенностей":

"Космическая" - это само чувство жизни hinc et nun <здесь и сейчас>, это хранение душой общения с космосом: природа, "это" время, свет, сам во всем этом. Это обратное - отделению, отчужденности, изоляции. Мир - как постоянно даруемый и постоянно принимаемый дар. Благодарность. Радость. И в этом смысле - сама жизнь как молитва.

"Историческая". Это - внутренняя отнесенность к своему делу, месту, призванию; это послушание, смирение, готовность, знание опасности, искушений, борьбы, "блюдите како опасно ходите". Тут молитва о помощи, молитва-экзорцизм, молитва-прояснение ("дай силу принять…").

И, наконец, "эсхатологическая". Отнесенность к последнему, к взыскуемому и ожидаемому: "Да приидет Царствие Твое…"

Мне думается, что если суметь действительно жить этим "триединством", то в нем и разрешение "проблем", которые все - либо от выпадения одной из «отнесенностей», либо от их «извращения». Но если вера наша - космична, исторична и эсхатологична, то таковой же должна быть и наша «духовность». Соединяет же эти три в одно Христос, ибо «отнесенность» и есть «узнавание» в каждом из этих даров Христа, «модуса» Его явления нам и пребывания с нами. Все почувствовать, принять и пережить как Его икону (символ, знак). "Удостоверяется" же это все Евхаристией.

Все же это возможно потому, что так оно и есть.
Дневники о.Александра Шмемана, Суббота, 1 ноября 1975

о.Александр Шмеман, книги, к Нему, молитва, радость, цитаты

Previous post Next post
Up