На прошлой неделе приходила ко мне мама пятиклассника. Возмущалась тем, что у ее сына-хорошиста появились текущие двойки и тройки. Озвучу некоторые моменты и дам комментарии. Все что пишу, проговорила и ей, поэтому, с ее же слов "разговор немного не задался". Тут важно какой результат считать успешным- вытребовать оценку или получить помощь, как это оценку улучшить. Тут или удочка или рыба.
Первая ошибка, на мой взгляд, которую допускают родители, пришедшие на разборки с учителем, та, что они приводят своих детей. Не надо детям присутствовать на допросе учителя, это лишнее. Моменты, касающиеся оценивания, вполне могут решаться без присутствия ребенка. Пояснять почему, думаю, не имеет смысла.
Второе. Приходя, говорите за своего ребенка и только за своего. Не надо сравнений с другими детьми. Начинать диалог с "а почему у моего А "2" так же как у какого-то В", считаю неверным и малоэффективным. Я сразу обрываю разговор и объясняю, что говорить буду только об А., а не о В.
Третье. Глубокая уверенность, что ребенок знает на "4" или на "5". Не надо выдавать желаемое за действительное. Любой родитель желает, чтобы у ребенка были хорошие знания, это понятно. Но не каждый понимает, что оценка- это следствие, эффект тск, динамическая составляющая, а не наперед заданная величина. И самое сложное донести, что у мотивированного и стабильно успешного ученика "двойка" -не конец света, а всего лишь возможность разобраться, что идет не так, где не получается и как сделать, чтобы войти в колею. Это нормальное человеческое состояние- уставать, не хотеть, снижать обороты! Но если думать, что априори ребенок знает на "4", то диалог не выстроить. И чаще всего родителя интересует только оценка в журнале, соответствующая той, которая нарисована в голове, и нет дела до того, что ребенок элементарно может не выспаться, отвлечься, не выучить. Дальше прописные причины неуспеваемости сильного/среднего ученика. Они всегда устранимы более тщательной подготовкой, элементарным отдыхом, разговором по душам, переключение рода деятельности, несколькими консультациями учителя. И это не повод устраивать разборки.
Четвертое. Родитель видит оценку "собранную", окончательную. И при одном и том же среднем балле, один может иметь 4, а второй 5. Объясню. Учитель выставляет оценку с учетом динамики. Если пол четверти были, к примеру, четверки, а вторую часть -пятерки, то при соответствующем среднем балле, учитель поставит 5, а если наоборот, то 4. И таких критериев не один и не два. Опят же. Если бы родители доверяли учителю, то позволили бы ему ставить так, как он это умеет. Ведь,если разобраться, школа- это тренировка. У какого спортсмена получается каждый элемент сразу? И кто доходит до хорошего результата? Я, как учитель и родитель, не представляю, что пришла бы к своему коллеге и заявила, что мой сын знает на какую-то оценку. Это недоверие учителю, сомнение в его компетенции, и это, что главнее, плохо влияет на ребенка. Завышая его возможности, покрывая его недоученность, селится лень, половинчатость, неуверенность в своих силах. Признаю, что один раз я таки была у своего коллеги, когда просила для сына "3" вместо "4" по языку. По текущим я поняла, что он не дорабатывает. Поговорила с сыном, чтобы готовился в тройке, задала темп работы, рассказала, как устранить проблему. Моя коллега меня отбрила, сказав, что сама знает как учить и что ставить своим ученикам. Больше я не ходила.
Пятое. Если бы родители прислушивались к тем простым правилам, которые им воспроизводят учителя, то можно было бы избежать многих проблем и головной боли. Не надо было бы, начиная с первого класса, таскать детей по репетиторам. Озвучиваю: "Начните с этого, с этого, потом это....". Рассказываю на пальцах. Но никто практически не делает. Простые вещи самые сложные в исполнении. Это, к сожалению, аксиома. Я показываю как устранить неуспеваемость, а от меня требуют оценку. И это печально. Разные планеты.
Шестое. Ошибка родителя говорить (особенно при ребенке!), что этот предмет ему не пригодится, когда он выйдет из школы. У меня тут же возникает вопрос: "А зачем вам тогда "4"?. "И вообще, математика нигде не нужна". Нет, я не буду развенчивать этот миф, это самая ходовая фраза, завершающая диалог, старо как мир и мне не интересно в очередной раз доказывать, что вода мокрая. Я даже уже практически не реагирую на такое, когда это говорят взрослые люди. Ошибка даже не в этом, а в том, что родители многие до сих пор уверены, что школа выпускает специалиста, поэтому эти все лозунги про "он у меня не математик, а гуманитарий", "ему это не дается" развенчиваются в секунду. Школа учит анализировать, мыслить, дает необходимые навыки и умения. Всё! Школа не забивает голову знаниями, она показывает как эти знания комбинировать, как связывать разрозненные факты вместе, учит логически мыслить. Межпредметные связи, связи внутри отдельного предмета между темами настолько сильны, что родители даже не подозревают как важно уделять должное внимание всем курсам, ну или хотя бы стараться, а не расфасовывать детей, уберегая их и ограничивая, подавляя в них возможность раскрыться,получить полный объем, а не ограниченный пакет навыков.
Вывод: не ходите за своего ребенка просить, кроме случая, когда вас самих зовут в школу или дело касается унижений и оскорблений. Дайте ему плыть в этом море, не гоните волну, не давите творческий процесс, доверяйте учителю, который поправит вовремя, не завышайте ложно самооценку, которая не подкреплена индивидуальной кропотливой работой и желанием. Помогаете ребенку тем, что разговаривайте с ним больше, общайтесь, помогайте найти лучшие способы организовать свой день. Это потом сыграет обязательно. Лучше честные текущие, с хорошим результатом потом, чем наоборот. Доверяйте учителям и старайтесь совместно найти выход.
Вроде всё. Вспомню, допишу.