"Правильный взгляд на математику открывает не только истину,
но и безупречную красоту".
Бертран Рассел.
Британцы сняли в 2015 году фильм о великом Рамануджане, математике -самоучке.
Впервые я узнала об этом человеке на первом курсе университета. Вчера посмотрела о нем фильм. Замечательная лента, скажу я вам. Очаровала она меня не сказочностью математических выкладок и доказательств, их в фильме совсем немного, а общей атмосферой, тайной, которая стоит за открытием в науке, тайной большой Вселенной и тайной маленького человеческого сердца.
Рамануджан был бедным индусом. Жил в палатке в глухом местечке, где открывал для себя и тех окружающих, которые его понимали, мир чисел. Не имея классического мат. образования он станет членом Лондонского королевского общества. Его труды поставят в ступор видных математиков начала 20 столетия. А заинтересовался работами юного клерка и предложил приехать в Англию знаменитый в то время профессор математики Годфри Харди из Кембриджа. Он получил пакет документов с сопроводительным письмом, которое начиналось так: "Дорогой сэр, хочу представиться вам: я клерк из бухгалтерии порта в Мадрасе с зарплатой £20 в год. Мне 23 года...". Сопроводительное письмо заканчивалось словами: "Я беден; если вы решите, что здесь есть что-нибудь ценное, я хотел бы, чтобы мои теоремы были опубликованы… Я неопытен, и любые ваши советы ценны для меня. Прошу извинить меня за доставленные неудобства. Искренне ваш, с уважением, С. Рамануджан". Далее следовало по крайней мере 11 страниц технических результатов из целого ряда областей математики.
Два антипода- глубоко верующий Рамануджан и атеист Харди.
Что меня поразило больше всего? Точное и прицельное раскрытие ощущения от прикосновения к математике. За набором формул и закономерностей открывается путь, видится картина. Предмет перестает казаться набором разрозненных фактов, а собирается в узор, целостное понимание.
Речь Харди в собрании Лондонского королевского общества убедительна. Согласна с каждым словом ученого. Ведь инковость Рамануждана, его перчинка в том, что он мог видеть путь, когда многие думали, что дороги нет совсем. Пока дисциплинированные коллеги работали над разбиениями в пределах первого десятка, он выходил за сотни! И это в мире, где не было вычислительных машин. Однажды Харди писал: "Как и все индийцы, Рамануджан фаталист, а потому ужасно трудно заставить его заботиться о себе". Позже Харди расскажет о том, как однажды он посетил Рамануджана в больнице и сказал, что приехал на такси с номером 1729, и что ему кажется, что это довольно унылый номер, на что Рамануджан ответил: "Нет, это очень интересное число, это наименьшее число, представимое в виде суммы двух кубов двумя различными способами". Т.е 1729= 1^3+ 12^3= 9 ^3+ 10 ^3.
Талантливый индус не может объяснить откуда он получает свои знания и глубинное понимание сути. Он верит в божественность своих открытий. И я солидарна с ним. Мы не придумываем формулы, не открываем их, мы вдруг их начинаем видеть, предугадывать, понимать. Я не могу прочувствовать это в полной мере, потому что мой опыт построен в система определенных понятий и фактов, в нем нет свободы. Я соглядатай, а не мастер. Я могу лишь наслаждаться красотой звучания, улавливая отдельные ноты, восторгаясь гармонией. Рамануждан совершал свои открытия в свободе, он смог видеть то, что не мог потом объяснить. Но ведь так и в вере. Ты ощущаешь, но не можешь определить, высказать, потому что в системе земных дефиниций таким явлениям нет объяснений.
Мне кажется, что постигая что-то кажущееся на первый взгляд нелепым и сложным, мы формируем запрос в будущее, запрос к мирозданию. И оказывается через несколько лет или даже десятилетий, мера нашего познания становится сюжетом мира, сюжета, к которому уже привыкли. Так было с Ньютоном, который своим математическим воображением оживил физические законы. На Рамануждана не делали таких ставок, не могли придумать область, где его выкладки с числами, нацеленными в бесконечность, могли найти применение. Но сегодня его трудам нашлось место в науке. В некотором смысле математика на практике странным образом подвешена между тривиальным и невозможным. На глубинном уровне математика базируется на простых аксиомах. Поэтому Рамануджан говорил, что его доказательства базируются на интуиции, и очень обижался, когда его коллеги не предавали интуиции никакого значения, надеясь только на свой ум и опыт.
Что это? Это свет, который некоторые из живущих способны пропускать через себя, и в силу собственной готовности, открытости Создателю и крепкой веры в то, что Он непостижим, и постижим одновременно, формировать будущее.
Вера шире молитвенного правила и свода поступков. Вера -это искра, которая зажигается в тебе как ответ на чистое желание узнавать мир и искать его Творца. Человек ищет Его, чтобы благодарить за ту гармонию, которая в мире есть, чтобы жить полноценно- смотря вокруг не столько глазами, а сколько сердцем.
"Итак, наглядно видно работу над разбиениями и ясно какой это прорыв. И к вашему сведению, все это сделал человек, у которого не было ни знаний, ни опыта. Можно поспорить насколько важна работа мистера Рамануджана, и окажет ли она влияние на математику в будущем, но нельзя не признать его уникальности и оригинальности. Мистер Литлвуд (прим. Джон Литлвуд- английский математик, друг Г.Харди) как-то сказал, что каждое натуральное число -близкий друг Рамануджана. Я полностью согласен. Он (прим. Рамануджан) сказал, что уравнение имеет значение только если оно передает мысли Бога. Что ж...Как бы я был не согласен с этим, но возможно он прав. Разве это не оправдание обычной математики? Мы всего лишь гонимся за вечностью, чтобы познать совершенство. Мы не изобретаем формулы, они уже существуют. И они открываются лишь самым умным, таким как Рамануджан, чтобы быть доказанными. Так что, в конце концов, я пришел к мнению- кто мы такие, чтобы сомневаться в Рамануджане, и уж тем более в Боге. Спасибо". (Годфри Харди, Кембридж,1919 г. )