О детском рисовании

Sep 29, 2015 19:36


Самые распространенные ошибки мам юных художников:
Во-первых, рисование на маленьком листке, сидя за столом или в стульчике- есть правило, что чем меньше ребенок, тем большие листы ему нужны. Сидеть долго вообще не свойственно ребенку, ему легче двигаться, ползать, и при рисовании тоже, зачем ограничивать его?
Во-вторых, не совсем подходит для малыша одного-двух лет рисование не свободное, а по типу «дорисуй картинку» или раскрась раскраску. Шаблоны вообще не лучший вариант для детей дошкольного возраста.
В-третьих, часто сразу приучают держать карандаш или фломастер правильно - тоже не стоит, может вообще отпасть желание рисовать, ведь держать карандаш «правильно» еще сложно, да и не нужно торопиться с этим - пока - пусть просто творит и радуется.

И, наконец, часто я слышу фразу «А мой ребенок не любит пачкать руки, рисует только простым карандашом».

На самом деле, я не напишу ничего нового. Хочется просто привлечь внимание к важности СВОБОДНОГО рисования для маленького ребенка, причем красками в основном (время карандашей придет ближе к школе). А еще - посоветовать прочесть отличную книгу Марины Озеровой «О детском рисовании». Там сказано все просто, кратко, доступно и по делу. Попробую кратко изложить некоторые важные мысли из книжек по данной теме и поделиться своим опытом.

Итак, как только ребенок начинает сидеть - с ним можно рисовать.
Когда дите уже стоит и способно заниматься чем-то минут 5-10, наступает время красок.
Удобнее всего использовать их в ванной, но не только - ведь в ванной рисунок стирается, а значит, все старания зря. В целом - лучше не выбрасывать изрисованные листы на глазах у ребенка - ведь это его Шедевр, его Творение, его нужно показывать папе, радоваться, вешать на стенку, хотя бы на время.
Однако и рисование на кафеле в ванной очень удобно и весело, рекомендую. Можно и смывать вместе с ребенком.

Первое, на чем начинает рисовать ребенок - это он сам. И это не только нормально, но и просто отлично!

Ну а уж сколько мам не дают нормально рисовать потому что «одежда испачкается». Тут я развожу руками - если одежда так важна... Можно завести комплект для рисования, старую майку и штаны. Ну а рисовать голышом - вообще кайф)

Еще, конечно, здорово рисовать мелками на асфальте, пастелью на бумаге; очень хороша масляная пастель. Макать в краску губку и отпечатывать, делать «танцующую жидкость» (см. рецепт в Интернете), размазывать краску руками и ватными палочками, посыпать сверху муку и пр. Отпечатывать шаблоны (самодельные! Из картошки, пробок и пр.), рисовать всем, что под рукой, смешивать аппликации и рисование, раскрашивать камни и фигурки, картонки и коробки - сколько полезных в творчестве вещей мы выкидываем ежедневно в мусор!!! Чем больше вариантов - тем интереснее! А рисовать под музыку и музыку, изображать эмоции - мы тут рисовали смех, выяснилось, что у меня смех красный, а у дочки желтый...

Самое главное, что нужно знать маме (а также папе и бабушке) - что не нужно торопить развитие рисования, пытаясь придать осмысленность рисунку, скорее научить рисовать домик и пр. Я помню этот день, когда в своих каракулях моя дочка вдруг увидела трех дельфинов - папу, маму и дитеныша. Ей было около 2х лет и 2х месяцев))). Она сделала это сама, я очень старалась не навязывать ей шаблонов - ведь если вы покажете ребенку, как рисовать домик, то так и только так он будет рисовать его в будущем. Вариант - рисовать множество разных домиков, играть с ними, закрашивать, пририсовывать детали и пр. А лучше - ничего не рисовать, кроме абстракций, впечатлений... Время «нормальных» картин еще далеко, не нужно торопиться!

В целом - у родителя нет цели научить ребенка рисовать! Не нужно стремиться придать похожесть елочке, цветочку, кошечке - не в этом суть. Пусть ребенок в своем ритме рядом с любящим взрослым осваивает то, что можно делать с красками и мелками, подобно тому, как это происходит в арт-терапии. «Ребенок рисует не зрительный образ, а свои тактильные или зрительные ощущения от него» - спасибо, прекрасная Марина Озерова!!

На этапе пачкания или марания, каракуль и рисования на себе ребенок еще и знакомится с «инструментом» - пробует красить воду, тыкать карандашом, рвать бумагу, мять ее, мочить... - и все это - отлично, и не требует маминого вмешательства, если только помощи. Чем лучше ребенок набалуется этим - тем легче потом будет соблюдать аккуратность.

Главная мамина задача в процессе рисования - не оценивать, не ругать, не учить ничему!!!, радоваться, хвалить (но конкретно за что-то, а не просто ТЫ МОЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК!), поощрять, рисовать каракули вместе, смешивать краски, сыпать сверху соль... а главное - слушать, что говорит ребенок при этом, ведь именно это главное в рисовании - выразить то, что внутри ( а вовсе не научиться раскрашивать, не выходя за контур или похоже изображать цветочек!!!). Это так просто сделать, если убрать из головы шаблон о том, что чистота в доме и мебель без следов краски важнее, чем всевозможное развитие и радость ребенка!

Про «не оценивать» хочется сказать подробнее. В теории это понятно, а на практике? Как реагировать на Шедевр, не молчать же? Подробно про это можно почитать в книжках по детской психологии, например, в книге «Свободные дети - свободные родители», там довольно подробно разбирается эта тема. Если кратко - мы описываем, что видим («о, ты нарисовала фиолетовые кляксы и желтые полоски, мне очень нравится, как эти два цвета смешиваются, это так интересно!»), описываем свои чувства («я вижу, как ты старалась нарисовать это большое розовое пятно, мне очень нравится смотреть, как ты рисуешь»), но не ставим оценки «ты молодец», «великолепный рисунок», «это специально так криво у тебя, или ты просто не научилась еще ровно рисовать?».

Еще есть методика Вадима Кручевского, художника и мультипликатора. Его рекомендации относятся не к малышам, а к подрощенным деткам, дошкольникам. Он дает массу полезных советов по организации рабочего места (наличие порядка, выбора разных форматов и текстур бумаг, мелков-красок и пр.), советует рисовать иллюстрации к книгам и пр. По сути, это просто советы, никакая не методика, чем мне и нравится) Но это - про деток постарше, а пока - пачкаемся, мажемся, творим свободно и радуемся жизни... Кстати, здорово, когда вместе рисуют несколько деток - такое поле для игры и общения!

Александра Аныкина blumavolfovna

рисование, 1-2 года

Previous post Next post
Up