В любом проекте выстроенная коммуникация - половина (а то и больше!) успеха. Но что, если в силу возраста и обстоятельств общение приходится выстраивать не с коллегами и клиентами, а с родителями? Кажется, договориться с ними проще: родные люди, привычная обстановка, семейная беседа за ужином. Чтобы поделиться с родителями своими мыслями, стоит только сказать: «А знаете…». Вот тут и начинаются сложности - можно столкнуться со стеной непонимания самых близких людей.
Что делать в этой ситуации и как разговаривать с родителями, чтобы они услышали, рассказываем в этой статье.
Оригинал статьи читайте в медиа Без Сменки Почему говорить с родителями бывает сложно
Во-первых, родители не чужие люди, и их мнение значит намного больше, чем слова консультанта в магазине или соседки на лавочке у подъезда. К мнению родителей приходится прислушиваться, каким бы оно ни было. По закону - хотя бы до 18 лет.
Во-вторых, негативная реакция родителя ранит в разы больнее, чем такие же слова другого человека. Родители часто не задумываются, что их слова воспринимаются болезненно: например, эти
семь неудачных фраз взрослых часто приводят к скандалу с подростком.
В-третьих, подростки боятся расстроить родителей, не оправдать их ожиданий и этим сделать больно. А что, если вы хотите поступить на филологический, но вся родня до пятого колена училась на мехмате? Щекотливая ситуация.
И вот вам предстоит серьёзный и, возможно, неприятный разговор с людьми, чьё мнение много значит и чьи решения потенциально влияют на вашу судьбу. Это может быть тема про поступления в вуз или переезда в другой город, покупка нового компьютера или разрешение уехать на пару дней к друзьям в деревню. Чтобы гарантировать себе успех, ко всем этим разговорам нужно подготовиться.
Донести до родителей (и не только до них) можно любую мысль, даже самую абсурдную. В этом помогут приёмы ведения переговоров.
Приём 1. Подготовьтесь заранее
От волнения легко потерять нить разговора, сбиться с темы или уйти в бытовые моменты и подробности. Особенно если разговор сложный и некомфортный, и хочется его скорее закончить и сбежать.
Поэтому выпишите на бумагу или в заметки на телефоне тезисы, которые вы хотите обсудить с родителями, а также свои аргументы. Это поможет не отходить от темы во время разговора. Не обязательно выкладывать «карту переговоров» на стол перед родителями. Достаточно мельком посмотреть на неё за несколько минут до разговора,вспомнить тезисы и линию доказательства.
Дима заканчивает школу. Ему предстоит сдать экзамены и выбрать специальность, на которую он собирается поступить. Со второй задачей Дима уже справился: он решил, что хочет поступить на факультет дизайна. Через 15 минут ему предстоит озвучить своё решение родителям за ужином.
Дима волнуется: он знает, что его папа, инженер и преподаватель в вузе, хочет, чтобы сын пошёл по его стопам. Мама Димы уже несколько раз говорила, что из него получится отличный врач.
Когда начинается ужин, Дима долго тянет и не знает, с чего начать. В итоге сначала он пускается в пространные рассуждения о важности всех профессий, а потом на одном дыхании тараторит несколько историй про старших друзей.
Донести основную мысль Дима не успевает: папа доедает ужин, наливает чай и начинает рассказывать поучительную историю из своей студенческой жизни.
А что, если бы перед разговором Дима составил примерный план действий и тезисно записал бы свои мысли в заметки телефона?
За ужином Дима не теряет времени и уверенно начинает разговор с заранее придуманной фразы. Он объясняет свою точку зрения и отстаивает её в споре с папой, потому что заранее подготовил аргументы. Разговор получается напряжённым, но продуктивным: родители принимают точку зрения Димы, хоть и не отступают от своих идей. Они предлагают сыну
подать документы и на дизайнера, и на инженера, и дальше решать по ситуации. Результат беседы Диму полностью устраивает.
Приём 2. Забудьте про оправдания
Заранее занимая оборонительную позицию и стараясь извиниться за своё мнение, любой переговорщик уменьшает шансы на успех. Эта ошибка часто встречается и на официальных уровнях переговоров: работодатель - подчинённый, преподаватель - студент. Её корень - в детско-родительских отношениях. Поэтому работать над ней нужно на том же уровне.
Начните с того, что каждый раз, когда вам захочется оправдаться, напоминайте себе, что оправдываться вам на самом деле не за что. За интересную идею, новую мысль, собственное мнение не нужно извиняться. Любая точка зрения имеет право на существование.
Займите уверенную позу, сделайте глубокий и медленный вдох. Говорите спокойно, не повышая голос и не ускоряясь. Главное - не спутать уверенность с пренебрежением к мнению другого человека. Уверенный собеседник внимательно слушает оппонента, не перебивает его, не переходит на личности и не повышает голос. Взаимное уважение и уверенность - главные черты разговора двух взрослых и эмоционально зрелых людей.
Предстоит взрослый разговор - примените взрослый подход. Всё по-честному.
Оля и Леся сдали профильную математику ниже, чем нужно для прохождения в вуз, куда они обе собирались поступать. Леся начала разговор с родителями с грустного вздоха и честного признания: «Там пришли результаты, у меня 56 баллов… В кабинете было очень душно, я не могла сосредоточиться, испугалась и не решила параметр и геометрию. И в тесте где-то ошиблась, видимо… Что теперь делать?»
Родители отреагировали на новость плохо: прочитали лекцию о том, что это всё Лесины гулянки и сериалы, и платно они учить её не смогут. Родители сами не знают, что делать дальше и
как помочь ребёнку в такой ситуации. Поэтому выливают свою досаду на Лесю.
Оля приняла ситуацию более спокойно: как случилось, так случилось, экзамен уже написан. Она заранее просмотрела список вузов, в которые можно пройти на бюджет с таким баллом, и подошла к родителям со словами: «Пришли результаты. У меня 56 баллов, это ниже проходного балла в вуз, который я выбрала. Но я пройду на бюджет в несколько других вузов».
Оля показала список вузов, в которые получится поступить. Родители сначала были очень растеряны, но потом собрались с мыслями, просмотрели список вузов и решили, что всё в порядке. Математика - не конец света. Решение было найдено.
Приём 3. Применяйте схему «тезис - аргумент - доказательство»
Эта схема поможет сформулировать мысль максимально чётко и кратко. А краткость - сестра не только таланта, но и эффективного убеждения. Чем меньше в высказывании отвлекающих деталей, тем больше шанс, что собеседник направит всё внимание на главный вопрос.
Допустим, предстоит разговор о переезде в другой город и поступлении в престижный вуз. Тезис: «После окончания школы я планирую поступать в престижный вуз». То есть тезис - краткое введение в курс дела. То, о чём пойдёт дальнейший разговор.
Аргументы: «С дипломом престижного вуза в будущем я найду хорошо оплачиваемую работу. Летом я смогу поехать на стажировку в другую страну по программе обмена». Аргументы - это веские и короткие доводы, почему с вами стоит согласиться.
Аргументы подбираются индивидуально для собеседника. Например, намного убедительнее для родителей будет звучать аргумент «возможность стажировки за рубежом», чем «а ещё в этом вузе есть классная рок-группа». Определите: что важно для собеседника? Расположите аргументы по порядку от самых убедительных до тех, которые помогут подкрепить уверенность.
Некоторые аргументы, возможно, вообще не стоит озвучивать родителям: они пригодятся в другой ситуации для убеждения других людей.
И, наконец, доказательство: «Выпускница нашей школы 2015 года окончила этот вуз. Мы списывались, и она рассказала, что вуз действительно даёт возможность стажироваться за рубежом. Сейчас она работает в крупной компании».
Доказательство должно быть легко проверяемым и простым для понимания.
Что получается в итоге
Если применить все три приёма получится умело выстроенный спокойный диалог взрослых людей: без оправданий, неуверенности, нервных попыток извиниться за всё на свете, с чётко выстроенной линией доказательств и уверенностью в своей правоте.
Помните: если вы отстаиваете свою точку зрения, вы не делаете ничего предосудительного. То, что взгляды родителей и других людей могут отличаться от ваших, - это естественно, а иногда даже полезно.
Извиняться не нужно. Любое мнение по любому вопросу должно быть выслушано и учтено. А с чётко высказанным мнением, скорее всего, впоследствии ещё и согласятся. А это именно то, чего добивается любой переговорщик, будь то сотрудник серьезной компании на переговорах о сотрудничестве двух огромных корпораций или выпускник, определившийся с выбором вуза и специальности и представляющий свою точку зрения родителям.
Даже сотрудники серьёзных компаний когда-то тоже заканчивали школу и тоже убеждали родителей в правильности своих решений. Смогли они - сможете и вы.