Химиотрассы, или химтрейлы (англ. chemtrails) - городская легенда, согласно которой «оккупационное правительство» тайно распыляет из пассажирских самолётов какие-то «химикаты». Конспирологи утверждают, что такие самолёты можно узнать по необычным конденсационным следам.
Никаких доказательств реальности существования химиотрасс не существует.
В 1996 году ВВС США публикуют статью «Weather as a Force Multiplier: Owning the Weather in 2025»[2], предлагавшую идеи погодного оружия. Эта статья и стала толчком к идее о химиотрассах.
Слово «химиотрассы» - русский вариант английского chemtrails - было введено в обиход директором Русской уфологической исследовательской станции RUFORS Николаем Субботиным, написавшим в 2001 году статью о проблеме химиотрасс[3]. В интернет-источниках встречается и вариант «химтрейлы».
В 2007 году местное телевидение штата Луизиана сообщает о клетчатом небе и завышенной концентрации бария - 6,8 миллионных частей (втрое выше ПДК). Впоследствии пришлось взять слова обратно (концентрация оказалась в тысячу раз меньше, 6,8 миллиардных частей) - тем не менее, именно это распространило маргинальную теорию среди широкой публики.
По мнению конспирологов, в то время как конденсационные следы исчезают в течение нескольких минут, химиотрассы расширяются, пока не превратятся в перистые облака. Иногда бывает, что самолёты устраивают на небе целую «решётку» - как правило, в ясный день.
После пролёта самолётов на земле якобы обнаруживают соли бария и алюминия, полимерные волокна, торий, карбид кремния или различные вещества органического происхождения, а у попавших под химиотрассу якобы ухудшается самочувствие.
Сторонники данной «теории заговора» выдвигают следующие версии предназначения химиотрасс: контроль численности населения Земли, создание условий для работы радаров, дальняя радиосвязь, испытание биологического оружия. Некоторые конспирологи связывают химиотрассы с болезнью Моргеллонов или HAARP.
Предполагается, что распылители спрятаны в туалетах самолётов и заряжаются из ассенизационных машин - посторонние не будут лезть в грязь[3]. Иногда утверждают, что для распыления используются и специальные самолеты, замаскированные под пассажирские.
Цистерны с водой, предназначенные для лётных испытаний. Аппараты сверху - приёмники воздушного давления (правый отсоединён).
Конденсационный след, в зависимости от температуры, влажности и сдвигов ветра, действительно может долго не исчезать. Авиационные трассы в США большей частью проходят вдоль параллелей и меридианов, и если погодные условия мешают следам быстро рассеиваться, на небе возникает сетка. Самолёт не движется «по рельсам», и авиационные трассы представляют собой не линию, а коридор шириной порядка 10 километров - отсюда параллельные следы.
Во многих районах воздух загрязнён промышленными выбросами, и при определённом направлении ветра аэрозоль из этих выбросов действительно может выпасть на город.
А распыление с многокилометровой высоты (стандартные высоты полёта дальней авиации - 9-11 км) крайне неэффективно.
ВВС США заверяют, что единственный самолёт с распылителем, стоящий у них на вооружении, - C-130 Hercules[4].
Во время лётных испытаний приходится проверять разные варианты центровки самолёта, для чего в салон ставят цистерны с водой. Фотографии этих цистерн конспирологи часто выдают за самолёты-распылители.
Click to view