Компьютерная игра: окажись на месте беженца!

Mar 26, 2012 11:06


Далеко не все компьютерные игры создаются для развлечения. Многие из них наделены обучающими функциями или привлекают внимание к важным политическим и социальным темам. Но насколько эффективны такие "серьезные игры"?

Забор высотой в семь метров кажется непреодолимым. По ту сторону - желанная цель, Европа. Но попытка пробраться туда на свой страх и риск - предприятие крайне опасное. Вот уже слышатся шаги приближающегося пограничника. Нужно срочно решать, что делать: спасаться бегством или попробовать дать взятку? Что это - действительность или фикция? И то, и другое. В компьютерной игре "Frontiers - you've reached fortress Europe" ("Границы - вы добрались до крепости Европа") можно попытаться в роли беженца нелегально преодолеть границу ЕС или... стать пограничником.  

"Беженцы хотят, чтобы мы рассказали об их судьбах"



Одна из сцен игры "Frontiers"

Игру, пытающуюся отразить жестокую правду жизни, создала австрийская арт-группа Gold extra. На первый взгляд может показаться, что вершить судьбами беженцев или пограничников, пусть и на экране компьютера, - цинично, но создатели "Frontiers" называют ее "игрой, которая призвана влиять на реальность". Сыграть в нее может каждый, скачав бесплатно на странице: www.frontiers-game.com.

Цель этого проекта - привлечь внимание общественности к ситуации, сложившейся на границах Евросоюза. А поскольку там, в экстренных случаях, разрешено стрелять в беженцев, то и игрок может оказаться в такой ситуации. Однако если в роли пограничника вы все же откроете огонь по беженцам, штрафных очков вам не избежать - авторы игры не хотели, чтобы она превратилась в обычную "стрелялку".

Создатели "Frontiers" встречались с беженцами, членами благотворительных организаций, представителями погранслужб и посетили пограничные посты в Марокко. "Беженцы хотят, чтобы мы рассказали об их судьбах. Они даже разрешили использовать свои фотографии при разработке внешности персонажей", - рассказал Тобиас Хаммерле (Tobias Hammerle) из Gold extra на презентации "Frontiers", состоявшейся в январе в Центре искусств и медиатехнологий в Карлсруэ.



Виртуальный пограничник

В конце игры - столкновение в реальностью. Каждый игрок должен провести минимум пять минут в специальном виртуальном помещении, где ему придется ознакомиться с условиями, в которых живут беженцы, и прослушать интервью с ними. Собственно, это и есть главный принцип так называемых "серьезных игр" (serious games) - заставить человека задуматься о том, что происходит в реальном мире. На развитие этого жанра оказал значительное влияние датский дизайнер, разработчик и теоретик компьютерных игр Гонзало Фраска. Компьютерная онлайн-игра "September 12th" ("12 сентября") - это его реакция на события 11 сентября 2001 года.

Игра, в которую невозможно выиграть

Ее сюжет: в городе, предположительно в одной из стран арабского мира, скрываются террористы. Игрок наводит на них прицел и стреляет. Но как только он попадает в цель, террористы неожиданно исчезают, и оказывается, что погибли ни в чем не повинные люди. Вывод, к которому постепенно приходит игрок: чем больше он убивает, тем больше жителей города вооружаются и становятся террористами. Победить в этой игре невозможно.

Но "серьезные игры" - это не только политика, уверен профессор Технического университета в Дармштадте Штефан Гёбель (Stefan Göbel). Первыми обучающие компьютерные игры создали американцы для тренировки военных. Сегодня их используют практически повсеместно. Тем не менее, есть три основные сферы их применения: сфера образования и повышения квалификации, спорт и здравоохранение, а также реклама, например, с целью поиска кадров.

Компьютерные игры и учеба - не мешает ли одно другому? Это и решили выяснить исследователи Технического университета в Дармштадте. По словам Штефана Гёбеля, ученым пока не удалось доказать, что игровые элементы способствуют усвоению знаний. Но совместить приятное с полезным многие из них действительно помогают. Именно для таких разработок уже учреждены специальные награды, - например, немецкая премия за лучшую компьютерную игру в категории Best Serious Games или премия Serious Games Award, членом жюри которых уже не раз был Штефан Гёбель.

У развивающих компьютерных игр есть большой потенциал, особенно если учесть, что в них можно играть не только на компьютерах, но и на смартфонах, приставках и планшетах. Эффективность "серьезных игр" станет одной из главных тем международной конференции Game Days 2012, которая состоится в сентябре 2012 года в Дармштадте.

Автор: Лаура Дёинг / Мария Рюттингер
Редактор: Глеб Гаврик

Насколько эффективны обучающие компьютерные игры? Наш адрес: feedback.russian@dw.de
http://www.dw.de/dw/article/0,,15826700,00.html?maca=rus-newsletter_ru_Themen-russ-2394-html-newsletter  
Previous post Next post
Up