Как известно, всякое произведение искусства можно воспринимать на разных уровнях: от поверхностно-повествовательного до аллегорического, символического, философского. «Сказка - ложь, да в ней намёк».
Иногда этот «намёк» задумывается автором и определяет форму, стиль и содержание произведения, в котором и выражается более или менее явно. Но всегда глубина восприятия зависит от воспринимающего: он может увидеть, услышать, уловить, открыть смысл, о котором автор и не думал. Иногда это происходит как озарение.
Хочу рассказать о таких «моментах истины» из своего опыта общения с двумя художниками, творившими в стиле, сложном для моего понимания.
Сам я серьёзно занимаюсь живописью, но мой стиль - обычный реализм, моё творческое кредо - стремление отразить и показать красоту мира, создаваемого Всевышним. Может быть, поэтому мне трудно воспринимать художественные стили так называемого авангарда. Потому, наверное, что недостаточно знаю их языки.
Возможно, из-за собственной лени я не трудился вдумываться в содержание произведений, не понятых с первого взгляда. Так было и с «Чёрным квадратом» Казимира Малевича, работой в стиле супрематизм. Я слышал различные суждения о картине и о её авторе, но сам воздерживался от обсуждений, так как моё мнение было одно: «Не понимаю».
Я преподаю гуманитарные дисциплины в Челябинской академии культуры и искусств. И как-то во время лекции по мировому искусству услышал вопрос: «А как Вы понимаете картину „Черный квадрат“?» Тон вопроса мне не понравился, возникло реактивное желание «отбить удар» - и вдруг, как озарение, пришёл ответ: «Это произведение можно воспринимать как изображение Бога». Почему я так сказал, не знаю, я никогда так не думал. Но объясняя ответ, я вспомнил, что Малевич как-то заметил, что все видят только чёрный квадрат, и никто не замечает, что там есть ещё «белый ноль» - поле вокруг квадрата. Дальше заработала логика: Ноль - это абсолютное «Ничто», полное отсутствие организации пространства. А чёрный квадрат, подобно чёрной дыре, может содержать в себе потенцию «всего». То есть творящий Логос, который, материализуя идею, может сотворить всё.
В философии стоиков Творящий Разум Вселенной хранит зародыши всех вещей в «семенных логосах». Так мы и воспринимаем Бога-творца. «В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Читать статью полностью >>