Биографические корни Haindl Tarot

May 05, 2009 00:21

Эрика Хайндль

Таро Хайндля -  квинтэссенция жизни Германа Хайндля, его можно сравнить с могучим деревом, которое прорастает своими корнями и ветвями сквозь материальный и нематериальный миры, занимая центральное место в творчестве художника.



Если страдание может иметь созидательное значение, то жизнь и творчество Германа Хайндля были сформированы именно страданием. В 1945 году, попав на фронт, и проведя в русском плену следующие 4 года, он в полной мере испытал весь ужас и смятение войны.  Этот период  крайне важен для дальнейшего развития личности Хайндля. Семнадцатилетний мальчик оказался отброшенным к самому краю физического и психического существования, где переживания, связанные со смертью, стали его повседневной реальностью. Однажды ему даже пришлось рыть собственную могилу. И хотя нет никакого оправдания безумным событиям, которые послужили основанием для его опыта на юношеской стадии формирования идентичности, эти переживания определили его дальнейшую жизнь и сделали возможным духовный рост, в процессе которого выкристаллизовались  жизненные принципы Германа - неизменная честность и аскетизм.
Между стремлением к элементарному выживанию и признанием принципов высшей жизни пролегло множество маленьких встреч с природой, другими людьми, самим собой. В своих воспоминаниях о годах заключения, Хайндль постоянно возвращался к берёзке. Бесплодная земля огромного лагеря была окружена высокими изгородями из колючей проволоки и вышками охраны. Побег был невозможен. Всех, кто сбегал, ловили и расстреливали на глазах остальных заключенных. Будущее было покрыто  тьмой и безнадёжно, но те, кто переставал надеяться - умирали.




И вот однажды Герман обнаружил крошечную березу, проросшую сквозь колючую проволоку. День за днём её листья разворачивались из почек и тянулись к свету. На протяжении весны и лета росток берёзы превратился в маленькое деревце. Часами Герман сидел и рассматривал деревце. Солнечные лучи и дождь падали и на березку, и на колючую проволоку. Рост дерева сквозь человеческое страдание и смерть стал для Хайндля основополагающим символом возрождения. Берёза внушала ему: “Живи. Верь. Как я, прорастай из внутреннего центра космической энергии, которая дает нам силу и изобилие не смотря ни на что».

Именно тогда Хайндль  испытал глубокое религиозное переживание Бога, как неосознаваемой внутренней силы, которая разворачивается и прорастает в каждом. Однажды обретённое понимание глубокой связи между жизнью и смертью стало для него неиссякаемым источником силы на протяжении всей дальнейшей жизни. По возвращении из плена в 1949 году, Хайндлю было очень нелегко найти своё место в уже сложившемся обществе послевоенной Германии. Но, как бы не было трудно начинать всё заново, он никогда не забывал зеленые листья маленького деревца.

Конец 60-х стал для Германа Хайндля периодом творческого кризиса - подавляемые многие годы опасения и отчаянье прорвались наружу. На протяжении ряда лет он работал театральным художником во Франкфурте-на-Майне, но перед лицом социальной бури 1968-69 годов, абстрактная живопись потеряла для него всякий смысл. В течение целого года он не прикоснулся к холсту и краскам. Когда в 1970 г. он вернулся к творчеству, родилась картина «Глаз». Эта работа стала началом нового творческого периода, достигшего кульминации  восемнадцать лет спустя в картах таро. Глаз смотрит на нас с задней части карт. Это не всевидящий взгляд богоподобного существа - этот глаз отмечен страданием. Среди безупречной красоты и спокойствия зреет нарыв - символ того, что прозрение возможно только через страдание.



Я никогда не забуду день, когда Герман Хайндль решился на создание таро. Это был 1980 год, пятница. После 30 лет работы, он решил окончательно оставить театр. И в тот же самый день я потеряла работу, которая должна была поддержать нас материально в течение нескольких следующих лет. Это был настоящий удар. Герман сидел со мной рядом и успокаивал. Зазвонил телефон. Ему сообщили, что большой заказ, на который он рассчитывал, достался кому-то ещё. Вот уж воистину ситуация «Башни»! Но после этого внезапного краха нашей материальной безопасности, Герман сказал: «Это было предопределено. Теперь у меня, наконец, появится время для собственного таро!» Так начался один из самых тревожных периодов нашей совместной жизни. С  невообразимой скоростью, один за другим появлялись арканы, всё более прекрасные и завораживающие. Дни и недели были заполнены напряженными и длительными беседами с людьми, которых Герман притягивал в процессе постоянного созидания.

Первой созданной картой стало Колесо фортуны, которое завертело нас, оторвав от земли. Эта карта, её цвета, символически отражают жизненное кредо Германа Хайндля. Ось колеса - самый центр личности. Однако осознавать собственный личный центр означает противостоять боли. Для Германа это не абстрактный принцип,  ведь одно из последствий войны и заключения - непрекращающиеся  боли и ограничения, которые сопровождают его до сегодняшнего дня.  


Колесо фортуны - это также понимание, что всё, в чем мы действительно нуждаемся, даётся нам в изобилии. Подтверждением этого служат не только картины, созданные после 1970 г., но и все наши последующие путешествия - в Ирландию, Шотландию, Англию, Индию, Северную Америку, включая многочисленные контакты с индейцами.  Колесо фортуны - это осознание жизни как единого целого. Фактически, части всегда принадлежали целому, но эти связи были скрыты от нас. Последняя и самая осознанная часть - завершающее путешествие в Египет в начале 1988. Наше погружение в  культуру было глубоким и подавляющим.  Из 5000-летней истории проявлялись бесконечно прекрасные лики богов. Здесь были Ра, Осирис и Изида. Мы видели их лица в толпах людей всюду в современном Египте. Они окружали нас в городах и деревнях, проходили мимо нас, рассматривали нас с сочувствием, и мы ощущали их присутствие в наших чувствах и мыслях. Они пробуждали в нас глубоко скрытую коллективную память человечества. Этот культурный шок,  который мы испытали, утратив безопасность нашего привычного мира, сделал возможным понимание тайного языка символов.



Последней из семидесяти восьми карт была Дочь Юга, Изида, голова которой украшена символами высшей духовности. От первого изображения - Колеса фортуны, к последнему - Изиде: от тоски по обществу, которое снова обрело гармонию, к равенству между мужчиной и женщиной.  Баланс мужской и женской энергии - необходимая предпосылка для гармоничного общества, хотя в нашем патриархальном мире это выглядит утопией.

Таро Хайндля не может вызвать существенных изменений в образе жизни общества. Его положительное влияние будет почти невесомым. Но многие люди, увидевшие карты, будут тронуты ими. Таким образом, богатый опыт и прозрение этих вдохновенных изображений помогут уравновесить весы - весом перышка.



haindl tarot, Таро Хайндля, Таро, Переводы

Previous post Next post
Up