Oct 16, 2009 02:05
Когда мы спим и видим сны - это процесс. Сны, которые мы помним - уже законченный узор, текст. Но узор сна - совершенно особого рода, в нём смыслы взаимодействуют, пересекаются, перетекают друг в друга. Библия - сноподобна. Это - сложная ткань, "полифонический узор" без всякой однозначности. Многозначные элементы связаны с другими многозначными элементами многозначными связями. Наше ночное я мыслит "несфокусированными смыслами", квази-понятиями, символами, "пространством допустимых движений". Интерпретация - всегда лишь вариант, "одномерный текст", но и предпосылка к пониманию, чтению посланий "ночного я"
Обращаясь к опыту снов, мы оказываемся в лесу, полном следов. "Процесс" уже ускакал, оставив следы, и мы, как чингачгуки, пытаемся по следам догадаться, какой зверь здесь пробежал, как давно и в какую сторону. В процессе чтения "книги леса", на нас может конечно напасть живой "процессуальный" волк, но это - редкое исключение. А как правило - мы имеем дело с текстом, обращенным ко всем уровням внимания. Интерес здесь представляет именно тайна плетения ткани смыслов.
Сны очень близки музыке. Написанная, сочиненная музыка - это одновременно и процесс (звучащая мелодия) и текст - нотная запись, по которой мелодия звучит.
Танец - это тоже текст и это его роднит со сном. На примере древних, традиционных танцев это особенно заметно. Индийский танец - смена знаковых поз, которые имеют совершенно фиксированный смысл. В других культурах значения не так фиксированы, но практически любой народный и потому ритуальный танец - чередование символических движений. Танец - это текст тела.
Сны,
Текст