Почему умер жанр литературных рецензий

May 24, 2010 15:29

Кто вправе давать оценку произведениям автора, и какой она должна быть? Думая над этими вопросами, пришла к следующему выводу.
В книжном деле существуют только одни легитимные отношения: это отношения между автором и его читателем. Только они являются законными и нужными. Только они двигают литературу вперед. Все остальное - пустое сотрясение воздуха.

Если человек купил книгу, прочитал, и она ему понравилась - эта оценка идет в авторскую копилку. Если книга читателю не понравилась, то он больше не станет покупать произведения данного автора. Эта оценка тоже идет в авторскую копилку, но со знаком минус. Если содержимое в копилке со знаком минус перевесит содержимое копилки со знаком плюс, то автор станет банкротом.

При таком раскладе рецензии на книги вообще не нужны - причем, как отрицательные, так и положительные. Потому что и те, и другие по сути своей корыстны.

Положительные рецензии имеют своей целью побудить людей, еще не читавших данное произведение, купить его и прочесть. Пусть даже рецензент действует бесплатно, руководствуясь лишь благими побуждениями, цель его отзыва остается корыстной: «Граждане! Книга автора NN - изумительна, неподражаема. Я читал и плакал! Немедленно купите и прочтите ее!».
Это не что иное, как реклама товара. Сделана она за деньги или бесплатно, читателей не интересует. Читатели видят только то, что их хотят заставить открыть кошелек.

Теперь возьмем негативный отзыв. Его никто не оплачивает (этого не делают даже конкуренты издательства, в котором опубликована данная книга, ибо ругань не приносит дивидендов).
Остается ругательный отзыв, сделанный «по велению души». Иногда рецензенты в таких случаях говорят: хочу поделиться с другими читателями, чтобы они не покупали такое г…
Но подобный «благородный порыв» не имеет смысла. Потому что отношения автор-читатель интимны по своей сути. Какому-то рецензенту книга не понравилась, а читателям нравится, и все тут. Рецензенты плюются от книжек Донцовой и Шиловой, а народ над ними рыдает и просит еще.
Так что все эти «предупреждения рецензентов» - опять-таки, пустое сотрясение воздуха.

Но чаще всего рецензент руководствуется не желанием уберечь читателей от покупки, а совсем другими мотивами. «Они хочут свою ученость показать» и блеснуть высочайшей эрудицией, а книга - это всего лишь повод.

А автору все это, пардон, до одного места. В частности, любимцы публики как ими были, так ими и остались - несмотря на мнение рецензентов.

Резюме: смерть жанра литературных рецензий не случайна, а вполне закономерна. Недаром даже в крупных издательствах рецензии существуют не с точки зрения разбора литературных качеств произведения, а только ради вердикта: подходит рукопись данному издательству или не подходит.

То же самое происходит в средствах массовой информации: в газетах, журналах, на ТВ. Где сейчас можно увидеть настоящую литературную рецензию? Нигде. Существует только жанр книжной рекламы.

Книжным коммерсантам рецензии нужны, «как рыбке зонтик». Им надо продавать книги, а не разглагольствовать с умным видом об их достоинствах и недостатках. Поэтому никаких рецензий они оплачивать не будут, за исключением заказных рекламных восторгов.

Вот и имеем то, что имеем: смерть жанра рецензий со всеми вытекающими последствиями.
А волонтерам-рецензентам, трудящимся в поте лица своего бесплатно, за идею, остается только публиковать свои отзывы на просторах Сети.

Поэтому, дорогие авторы, забудьте о рецензиях. Не берите их в голову - как хорошие, так и плохие. Спокойно работайте, старайтесь писать хорошие книги, и пусть вам воздастся высокими тиражами и большими гонорарами!

писатель, книга, читатели

Previous post Next post
Up