Много постов написано о современном состоянии литературы, да и культуры в целом. Я хочу несколько упорядочить полученную информацию у себя в голове, и дать предвзятую оценку. У меня есть свой интерес к этой проблеме и свое решение.
Мое мнение, что настал период «прекрасного дилетантизма», когда большие корпорации не могут и не хотят менять порядок вещей, их и так все устраивает, но в данный момент они сами жалуются на отсутствие хорошего материала. А авторы стонут, что никто их не издает, и в магазинах куча чтива, которое «непонятно кто покупает». Прошу господ снобов не воротить нос, а дочитать до конца. Я не буду рассуждать о графомании и МТА, я хочу подвести черту, за которой только здравый смысл и конструктивные предложения. Давайте, желчь и сопли оставим дома.
Начнем с автора (меня).
Я никогда не жил ради того, чтобы писать. Я зарабатываю себе на хлеб другим трудом. И это мне позволяет смотреть на ситуацию с нескольких обзорных площадок.
Во-первых, если вы автор, то у вас должна быть рукопись. Не важно, какого содержания или качества, стиля и направления. Если она есть - вы Автор.
Во-вторых, вы должны четко представлять, что вы хотите от осознания того, что вы автор.
Все детские мечты, проснуться знаменитым и богатым, храните под радугой в волшебном горшочке, так надежнее.
С моей точки зрения дальнейшее развитие ситуации возможно по двум направлениям.
Первое, стучать во все двери и пытаться рукопись пристроить.
Второе, заняться ей самостоятельно.
Чем хорош первый путь?
В случае успеха у вас будет контракт с издательством, которое заинтересовано в серии и у вас, объективно, есть план на ближайшие три-пять лет. Издательство занимается бизнесом и делает из вашей рукописи «продукт», который впоследствии реализует. Но вы получаете отчисления (о размерах не говорим) и при соответствующей рекламной поддержке ваша книга (продукт) продается. У вас появляется узнаваемое имя (бренд).
В чем есть минусы?
Вам будут диктовать, что и о чем писать, чтобы соответствовать серии, политике издателя, его формата. В конечном итоге, есть шанс превратиться в писателя «под копирку» и с равными промежутками времени выдавать на поток одно и то же.
Результатом данного подхода являются кубометры загубленной древесины.
Приведу пример из параллельной реальности.
Когда только появилось «Наше радио» и одним из его открытий стала группа «Чичерина», в обиход вошло понятие «Козырев-рок». Пошла по стране волна групп с женским вокалом. Раньше их было значительно меньше. Для соответствия формату, все молодые музыканты подгоняли фонограммы под их понимание «Козырев-рока» и радиоволна наполнили однотипные группы, точно входящие в формат «Нашего радио».
Следующий пример - сказочный.
Вы хотите работать в «Газпроме». Стучитесь в приемную и говорите: «Я хочу быть в совете директоров ОАО «Газпром», потому что я молодой, перспективный и интересный». Дальше порога вас секретарь (или вахтер) не пускает. Возможно, это не ее компетенция давать вам отворот поворот, возможно, вы незаменимый сотрудник, она набитая дура с длинными ногами, которую держат за красивые глаза. Но ситуация с самотеком в крупном издательстве ничем не отличается. Вы предлагаете с ходу назначить вас в совет директоров (попасть издательский портфель). А это большая машина, где много узлов, агрегатов.
По аналогии с «Газпромом», кто-то бурит скважины, тянет трубу, закупает скрепки, продает услуги предприятиям и населению. Очень приятно быть в этой компании, на высоте, но места там ограничены. Издательство, механизм поменьше и поскромнее, но размер в принципе не имеет значения, цели и задачи у них одни.
Попробовав первый путь, большинство успокаивается и ждет результат (или новую радугу), либо продолжает упорно ходить из «Лукойла» в «Роснефть», через АФК «Систему» в «Онексим» и так далее. Некоторые, и я в том числе, переходят к следующему варианту.
Самиздат.
Понимаю скептиков, но я хотел бы расставить некоторые акценты.
Вы Автор, у вас на руках есть Рукопись. Займитесь ее реализацией сами.
Если говорить о «продукте», то сделайте предпродажную подготовку.
Сейчас много грамотных, и каждый третий из них филолог. Шеренги толковых редакторов, корректоров, художников, верстальщиков. Отдайте свою рукопись (полуфабрикат) в руки специалистов. У вас будет готовая к печати книга. Это потребует небольших затрат, но это ваша книга. Если вы сами не готовы вкладываться в вашу книгу, то почему в нее должны вкладываться другие. Подумайте об этом.
В игру вступает система противовесов.
С одной стороны вы можете найти средства и издать ее ограниченным тиражом. Честно скажу, меньше 1000 шт. делать невыгодно по экономическим соображениям. Чем больше тираж, тем меньше стоимость одного экземпляра, это закон. Больше 1000 делать опять же нет смысла, их надо еще продать.
И вот она система противовесов.
Издать то, что можно продать или продать то, что издали?
В свое время долго и упорно занимался музыкой. Собрал хорошую команду, очень качественно записали несколько песен на студии. Вложились в оборудование, аранжировки, сессионных музыкантов, инструменты (даже симфонический оркестр звучал). Пробили брешь, вошли в ротацию на центральных радиостанциях. К сожалению, группа развалилась, но я еще 3 года получал приглашения от клубов и даже одно предложение от серьезного звукозаписывающего лейбла. Дважды войти в одну реку не получилось, группа не собралась. Отвечал на все предложения отказом. Но я укрепился во мнении, что если ты сделал качественный продукт, то своего слушателя/читателя ты найдешь.
*Продукт - я употребляю в смысле качественной работы профессионалов, результат труда.
Вернемся к теме.
Реализация, в этой схеме самое уязвимое звено. В конечном итоге, можно взять кредит на издание книги, но если вы не продадите тираж, то и гасить его будет не с чего. Это коммерческий риск. Эти риски обычно и несет издательство (потому для них лучше проверенные «ироничные детективы», чем ваш «концептуальный постмодернизм»). У крупных издательств отлаженная система дистрибуции, договоры с оптовиками, сетевыми магазинами. Вам придется выстраивать эти отношения самому.
Когда я издал свою первую книгу. До конца не понимал, что буду с ней делать.
Мои розовые очки твердили мне, что через пол-года надо будет заказывать дополнительный тираж.
Отношения с оптовиками сразу не сложились. Их заявление «с самиздатом не работаем» больно резануло по сердцу. И они отпали, как способ реализации. Я даже не успел объяснить, что моя книга имеет необходимые российские и международные коды. Что она издана на хорошей бумаге с черно-белыми иллюстрациями. Что обложку делал известный художник, обладатель многих общественных и государственных наград. Что мне не сложно для пользы дела зарегистрировать ИП или ООО, и продавать книгу с приложением всех необходимых бухгалтерских документов. Отшили слишком быстро. Еще раз выслушивать такое, не каждому по силам.
Крупные сети работают с оптовиками. Многие сетевые магазины имеют столичные корни и соответственно получают всю «продуктовую линейку» от головной компании.
Местные (региональные) сети не отказали, теперь я с уверенностью мог сказать, что книга в магазинах есть.
Большим подспорьем оказывается интернет. О технологиях продаж в интернете я тоже говорить не буду. У меня нет готовых рецептов.
Хорошие продажи давали встречи с читателями. Я определял свою книгу как сказочную повесть для подростков (не люблю термин фэнтези), проводил встречи со школьниками. Рассказывал им много интересного, отвечал на вопросы.
Я использовал не все возможности, что-то не учел, о чем-то не знаю. Я человек, а не машина.
Но речь сейчас не о том. Я хотел бы резюмировать столь длинный пост.
Первое - если взялись за дело, то доводите его до конца. Не надо бояться, даже если это будет ошибкой, то вашей и за ваш счет.
Второе - не надо стесняться самиздата. Если вы выстоите в этом противостоянии, то уже достойны уважения. Все возражения, например, сам издался, ты бездарь, которого никто издавать не хочет. Или издался сам, никто с тобой контракт не подпишет, я адресую к моей ремарке про «Газпром». Вернитесь и перечитайте тот абзац еще раз, внимательно.
Мое сугубо предвзятое мнение, если вы сделаете достойную книгу, о которой заговорят, которой заинтересуются, то в конечном итоге:
А) зачем вам крупное издательство, когда у вас и так все хорошо
Б) крупное издательство, видя ваш результат, возможно, само будет предлагать варианты сотрудничества. И вы уже можете диктовать условия (это пока в теории).
Будет возражение - зачем плодить графоманов? Но разве ситуация на книжных полках не хуже? Те же графоманы, только большими тиражами и при активной рекламной поддержке. А при моем варианте есть возможность того, что настоящая Книга кем-то, пока неизвестным, будет напечатана, и переживет своего автора.
Сейчас пришло время дилетантов. Те, кто пишет за зарплату в издательствах, и копируют сами себя, уже не могут считаться серьезной литературой. Те, кто живут писательством, вынуждены подстраиваться под требования рынка, ложиться под издательство, придумывать стотысячный способ нанесения огурцов на лицо. Они ремесленники, а не художники. Только те, у кого нет ничего, могут изменить ситуацию. У нас нет имени, репутации и гонораров. Терять нам нечего, разве что свои кровные, потраченные на издание книг. А в остальном мы свободны.
Еще одно замечание, которое я бы хотел высказать. Есть разные категории бизнеса. Многострадальный «Газпром» и его империя, а есть парикмахерская «Жизель» за углом. Все дело в масштабах. Есть книги, что расходятся тиражами по 100 000 экземпляров, это «Газпром» и газофикация всей страны. А есть книги, нацеленные на узкую, но очень теплую группу людей, соседей, единомышленников, соратников, как парикмахерская за углом. И без второго, малого, не будет и большого, или вы думаете, что правление «Газпрома» не стрижется?
P.S. про МТА (спасибо за молодого и талантливого)
P.P.S. в комментариях прошу быть конструктивными предвзятыми.