Про воду в худлите (МТА на заметку)

Feb 18, 2012 01:02

За несколько дней пребывания в писательских сообществах ЖЖ я пересмотрела немало материалов. Обратила внимание на обилие воды, не оправданных сюжетно длиннот, которые утяжеляют и обессмысливают чтение текстов.
Не буду голословной, ниже примеры.

В этом посте остановлюсь на попытках воссоздать атмосферу, в которой происходит действие. Пейзаж, городской пейзаж, интерьерное описание могут создать настроение, охарактеризовать героев, эмоционально подготовить читателя к неким описываемым событиям. Но для этого нужно создавать особые, психологически достоверные и работающие на повествование описания.
Зачастую же описания места действия даются формально, как констатация: у правой стены стоял стул, у левой кресло, пол был паркетынй, на подоконнике стоял горшок с цветами. Ну, вошли герои в эту комнату, стали говорить и что-то решать. Стульев и кресел не двигали, горшков не били. К чему констатация? Впустую. И не просто замусоривает повествование, а настраивает читателя на то, что и разговоры в комнате этой пойдут пустые, и то, что герои будут делать, вовсе не обязательно им делать, как ни к чему автору описывать эту несчастную обстановку комнаты.
Примеры:
1. "Город славился своими церквями и монастырями, в нем часто проходили различные культурные мероприятия, фестивали и концерты. Лучшие музыканты страны с удовольствием выступали в местном концертном зале, который размещался в отреставрированном дворце бывшего предводителя дворянства.
Улицы города были зеленые, с цветущими газонами и столетними раскидистыми деревьями, но тротуары растрескались, то и дело приходилось обходить выбоины. Дома, в основном двухэтажные, дореволюционной постройки, чередовались с новыми каменными особняками местных богатеев и современными гостиницами в виде отдельных коттеджей, не нарушавших стиля городка. По соседству с ними приткнулись невзрачные деревянные домики коренных жителей с яблонями и вишнями за крашеным частоколом. Здесь было немало строений - памятников старины, когда-то они тоже принадлежали дворянской знати.
В городе благодаря отсутствию высоток еще жил патриархальный дух тихих российских провинций со своей особенной неторопливой жизнью. Белые стены и золотые маковки церквей создавали ощущение внезапного переноса из двадцать первого века в далекую старину".
Текст очевидно формально-беспомощен. Можно ли по этому описанию предположить, о каком городе идет речь? Нет. Есть ли тут какие-то особые, выдающиеся детали? Нет. В якобы художественном тексте присутствуют канцеляризмы "мероприятия", "строения", "в виде", "размещался". Место действия - безликий город. Чего ожидать читателю? Кто шествует по тротуарам с выбоинами мимо строений и частоколов на мероприятие или после оного? Да, наверное, кто-то такой же безликий.
2. "Ландшафт побережья был необычайно живописен: гладкая, как черный бархат, автострада, казалось, сама несла автомобиль вдоль бесчисленных холмов, застроенных от подножий до вершин хорошенькими виллами - другого слова не подберешь, настолько приятное впечатление они оставляли своей аккуратной схожестью, рациональностью расположения, продуманным порядком по отношению к склону холма. Домики все светлые - белые или кремовые с терракотовыми, бордовыми, коричневыми крышами, что в целом составляло единую цветовую гамму.
Справа тянулся нескончаемый белый пляж, усеянный пестрыми фигурками отдыхающих, в синеве моря точками чернели головы многочисленных пловцов".
Герои спешат навстречу судьбоносным страстям. Что-то ждет их впереди? Благодаря приведенному описанию дороги к месту страстей я как читатель предполагаю: какое-то водяное занудство. Безликое среднестатистическое описание, которое подойдет для сотен подъездных дорог к сотням курортов. Методичное перечисление неинтересных визуальных образов, введенное в повествование низачем, "чтоб было".
Уважаемые МТА! Не надо писать, чтобы что-то написать. Помните чеховский завет: "Если на стене сцены висит ружье, оно должно выстрелить".
Собственно, подобные описания и выстреливают, заранее готовя читателя к длиннотам и скуке от текста; ласково подталкивают его отложить едва начатую книгу, будто нашептывая: "Там все такое же пустое, ни о чем".
Но ведь вы же стремитесь к тому, чтобы вас читали, не правда ли?

литературное мастерство, художественность, текст

Previous post Next post
Up