Собираете ли вы материал перед тем, как приступить к работе над книгой? Читаете ли документальные источники нужного периода, смотрите ли фильмы, слушаете ли музыку, наполняетесь ли атмосферой той эпохи, о которой собираетесь писать?
Я работаю в жанре нон-фикшн. Раньше в прикладных книгах на последней странице печаталась библиография - список изученных автором книг.
Сейчас этого не требуется. Ну, разве что в изданиях, близких к научным.
Большинство книг я написала без изучения дополнительных материалов. Мне хватало моих профессиональных наработок. И лишь для пары произведений (оздоровительного содержания) мне понадобились дополнительные материалы, с целью сделать книги более насыщенными, содержательными, охватывающими более широкий круг проблем.
А как обстоит дело в художке? Хочу спросить каждого из вас: вы изучаете какие-либо материалы для написания своего произведения?
Например, Борис Акунин и Валентин Пикуль известны своими романами на исторические темы. Оба тщательно изучали материалы эпохи, ее фактуру. Это дало им возможность изображать в своих произведениях правдивую атмосферу - от деталей быта до нюансов языка.
Мне сложно себе представить, как можно написать исторический роман, не изучив среду и не зная досконально материальных примет того времени.
Или возьмем географию произведения. Допустим, действие романа происходит в Америке, Франции, Англии. Как можно написать его, если ты там никогда не был, понятия не имеешь о тамошней жизни, и все твои познания ограничиваются книгами, фильмами, рекламными роликами и глянцевыми журналами? Откуда появится хотя бы минимальная достоверность?
Более того, некоторые авторы пишут под иностранными псевдонимами книги о якобы западной жизни. Как можно их писать, не зная настоящих реалий? Это все равно, что иностранцы снимают кинофильмы по книгам русских писателей, в результате частенько получается развесистая клюква.
Как можно создать детектив, боевик, не зная этой среды, не поварившись там как следует? Недаром лучшие детективы и боевики пишут люди, много лет проработавшие в органах - потому что они знают материал досконально, на своей шкуре.
Если вы пишете о врачах, изучайте жизнь медработников. Если сочиняете книгу о шоу-бизнесе, покрутитесь в этой среде, хотя бы немного.
Раньше творческие союзы финансировали писателям творческие командировки для сбора материала, подчас даже отправляли их за границу. Сейчас такое вряд ли практикуется. Поэтому все заботы о сборе материала ложатся исключительно на плечи автора.
Возможно, есть писатели, которым сбор материала не нужен. Не знаю, может, необходимые детали появляются в их воображении сами по себе, в процессе работы. Возможно, они всплывают откуда-то из подкорки, из кладовых памяти…
Добавлю, что даже самый тщательный сбор материала, чтение сотен книг и изучение документов не гарантируют автоматически создание качественного произведения. Здесь нужно нечто большее: талант. Но без бэкграунда, без богатого культурного слоя, который образуется в результате изучения материалов, достойное произведение тоже не создашь. Надеюсь, вы с этим согласны?