Мы сейчас много говорим о кризисе в книгоиздании, и о том, кто в нем виноват: писатели или издатели.
Звучали мнения, что, дескать, виноваты писатели, которые наплодили много г… (пользуюсь прозвучавшей лексикой). Но это, конечно, не так. Ответственность за обвал книжного рынка целиком лежит на издателях.
Объясню, почему.
В первую очередь, это непрофессиональная структура издательств. Причем, на всех этапах, начиная с приемки рукописей и заканчивая последним звеном - сбытом.
В издательствах напрочь отсутствует грамотно выстроенная процедура приема рукописей. Все делается «по ощущению». Профессиональная цепочка приема рукописей отсутствует даже в самых крупных изд-ствах. Что уж говорить о маленьких, там ее отродясь не было.
Процедура приема рукописей должна быть
многоступенчатой. На первом этапе рукописи должны быть прочитаны первичными ридерами. Их задача - отсечь явную графомань, а также тексты, нарушающие закон (например, призывающие к разжиганию национальной розни и пр.).
Далее рукописи поступают к профессиональным рецензентам, которые читают их и пишут внутренние издательские рецензии. Затем каждая рукопись проходит читку высшего уровня, на котором с учетом многих факторов принимается решение, будет ли она принята в работу.
До недавнего времени рукописи в издательствах принимали методом тыка. Издатели сами говорили, что «бросают автора в воду». Если он самостоятельно выплывет на поверхность (то есть, его книги начнут хорошо продаваться) - отлично. Значит, его будут издавать еще. Если не выкарабкается (его книги будут плохо продаваться), значит, публиковаться ему больше не светит.
До недавнего времени это работало. А сейчас книг авторов, брошенных «в воды книжных магазинов», стало столько, что для барахтания и выплывания не осталось места. Вот все вместе и потонули.
Следующая причина: отсутствие профессионального маркетинга. Разве в наших изд-ствах по-настоящему изучают рынок? Нет и еще раз нет. Да и как они могут его изучать? Ведь напрочь отсутствует статистика. Маркетинговые исследования книжного рынка не ведутся. Отсутствуют социологические опросы, анкетирование покупателей, замеры различных покупательских групп на предмет предпочтений и пр.
В результате маркетологи вообще не располагают цифрами. Опять все на «ощущениях», блин (пардон май френч).
Далее: отсутствие рекламы. Вдумайтесь, на Западе компания по продвижению книги начинается с момента заключения договора. О чем это говорит? О жестком профессионализме. Американцы не дураки, если они вкладывают средства в рекламу, начиная с момента заключения договора с автором, значит, уверены, что рукопись отобрана правильно, поэтому книга пойдет. В результате к моменту выхода книги в свет читатели ее уже ждут.
Сравните это с бросанием авторов, как котят, в воду, чтоб они сами выплывали…
Далее: нежелание (или неспособность) развивать рынки сбыта, везти книги в регионы. В результате - перекос рынка. Книжные магазины в Москве, Питере, городах-миллионниках завалены продукцией до потолка, а в маленьких городках, поселках, деревнях ничего нет.
А ведь освоение книжного рынка регионов - это золотое дно. Но российские издатели привыкли грести легкие деньги, зашибать бабло здесь и сейчас. Вкладывать средства в долгосрочное развитие они не собирались.
Поэтому, когда я сейчас слышу сетования издателей на обвал книжного рынка, я не спешу утирать скупую авторскую слезу. Сами виноваты, за что боролись, на то и напоролись. Да и что их, собственно, жалеть? Они заработали на диком книжном рынке немеряно денег. Теперь пусть думают, как зарабатывать их в изменившихся условиях.
Часто приходится слышать, что, мол, на Западе книги намного дороже, чем у нас. Это понятно: ведь там издательства тратятся на оплату труда ридеров, рецензентов, соцопросы, изучение рынка, рекламу и пр. Зато в результате они производят качественную продукцию, и их книжный рынок жив, здоров и невредим.