Как создаются книги - раньше и сейчас

Jul 04, 2010 10:21

Позавчера по НТВ прошло ток-шоу: «Конец русской литературы». Присутствовали издатели, критики, писатели. Среди приглашенных были: Александр Кабаков, Михаил Веллер, Эдуард Багиров, Сергей Минаев, Татьяна Устинова, Лена Ленина и др. Обсуждался вопрос: куда идет русская литература?

В связи с этим интересно сравнить, как писались книги раньше - и как пишутся теперь. Здесь наблюдается контраст принципов.
Давайте посмотрим.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО «ЗОЛОТАЯ РОЗА», ПОСВЯЩЕННОЙ ПИСАТЕЛЬСКОМУ ТРУДУ.

Понимание своего призвания
Писательство - не ремесло и не занятие. Писательство - призвание. Его не заменить ни трезвым расчетом, ни литературным опытом.
В понимании писательского призвания совершенно нет тех качеств, какие ему стараются приписать дешевые скептики, - ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли.

План произведения
Почти все писатели составляют планы своих будущих вещей. Некоторые разрабатывают их подробно и точно. Другие - очень приблизительно. Но есть писатели, у которых план состоит всего из нескольких слов, как будто не имеющих между собой никакой связи.
Писатели, обладающие даром импровизации, могут писать без предварительного плана. Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.
Что же происходит с самыми точными, продуманными и выверенными писательскими планами? Правду сказать, жизнь у них большей частью короткая.
Как только в начатой вещи появляются живые люди, они тотчас же начинают сопротивляться плану и вступают с ним в борьбу. Вещь начинает развиваться по своей внутренней логике. Герои действуют так, как это соответствует их характеру, несмотря на то, что творцом этих характеров является писатель.
Если же писатель заставит героев действовать не по возникшей внутренней логике, если он силой вернет их в рамки плана, то герои начнут мертветь, превращаясь в ходячие схемы, в роботов.
Вещь по-настоящему начинает жить в сознании писателя только во время работы над ней. Поэтому в ломке и крушении планов нет ничего особенного и трагического. Наоборот, это свидетельствует только о том, что подлинная жизнь прорвалась, заполнила писательскую схему, раздвинула и сломала своим живым напором рамки первоначального писательского плана.

Сбор материала для книг
Читатели часто спрашивают у людей пишущих, каким образом они собирают материал для своих книг. И очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со своими записями («как бы чего не забыть»), конечно, наберет без разбору груды наблюдений, но они будут мертвыми. Если эти наблюдения перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками.
Без подробностей вещь, конечно, не живет. С другой стороны, есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью. Они заваливают свои сочинения грудами подробностей - без отбора, без понимания того, что подробность нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты любого человека или любое явление.

Теперь посмотрим современные писательские технологии. Большинство из них - родом из США

ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЬИ О КНИГЕ АЛЬБЕРТА ЦУКЕРМАНА «КАК НАПИСАТЬ БЕСТСЕЛЛЕР»
«Русский журнал», октябрь 1997. Автор А.Г. (указаны только инициалы)

Бестселлер... Особенно актуальным это слово стало для современных писателей, вымирающих от банальной невозможности прокормиться писательским трудом. Тем из них, кто занят проблемами рыночной реализации не меньше, чем муками реализации творческой, адресована книга А. Цукермана «Как написать бестселлер». Ибо во всем, что бы мы ни затевали, для уверенности нам требуется предварительно изучить соответствующее пособие. Мы верим в авторитет самоучителя игры на гитаре, пособий по сексу, вязанию и разных других руководств от «Как построить сельский дом» до «Как любить ребенка».

Создавать романы с захватывающим сюжетом, достоверными жизненными подробностями и высокими гонорарами тоже можно научиться. Оказывается, в Америке давно существует и с успехом применяется «рецепт приготовления суперромана»: математически выверенная схема расположения эпизодов и построения характеров, следуя которой каждый может смастерить книгу, обреченную на успех.

Самая раскупаемая книга совершенно не обязана быть самой читаемой, а та, которую можно читать дважды, и вовсе не подаст ей руки. Заключительная глава книги Цукермана посвящена редактуре, поиску издательства, проведению рекламной кампании, то есть той технической суете, что обеспечивает распространение тиража. Писатель, должен сам позаботиться о положительных отзывах на свою книгу, и тогда ближе к Рождеству, когда все станут покупать подарки, у него появится долгожданный шанс…

ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЬИ А. ВОЛКОВА «КАК НАПИСАТЬ БЕСТСЕЛЛЕР»

На самом деле содержание книги не играет особой роли. Весь изюм в четко продуманном маркетинге и PR! Надо начать нагревать публику заранее, за полгода или год. Рекламировать продукт, раздавать его партнерам бесплатно, давать выдержки из него и т. д. Эта стратегия уже давно используется на телевидении: там за шесть месяцев (иногда даже больше) начинают активные PR действия, а потом снимают сливки.

Настоящий профессионал маркетинга - Джо Витале. Он очень долго промывал мозги публике, заранее опубликовал рекламу - но ссылку заказа поставил только спустя длительный период времени. Было много шумихи. Телевидение, газеты, радио, интернет - грамотный PR сыграл решающую роль.
Если вы сможете все продумать, а потом четко осуществить задуманное, то фортуна
будет на вашей стороне…
___________________________________________

Надеюсь, теперь ни у кого не остается сомнений, куда идет русская литература. Рыночные технологии рулят и побеждают. Вероятно, всем нам нужно в них вписываться?..

бестселлер, пиар книг, писатель, книжный маркетинг

Previous post Next post
Up