В ЖЖ модно делиться впечатлениями о еде, о посещённых ресторанах, о приготовленных по новому рецепту блюдах. Следуя этой моде, я тоже черкну пару строк про американский образ жрачки. Но сначала несколько замечаний по мотивам предыдущего поста, поскольку в комментариях была затронута тема терпимости в американском обществе.
Я остановилась на этой вот табличке:
Кто такие эти "solicitors" и "petitioners"? Это люди, которые собирают подписи, пожертвования (например, на приют для бездомных), агитируют за кандидатов, выбираемых в органы власти. И хотя сама я чувствую себя неловко, когда на меня по дороге в магазин набрасываются с призывами проявить гражданское самосознание или поучаствовать в благотворительности, умом я, конечно, понимаю, что они пытаются сделать что-то хорошее. Такие вот романтики, которые не могут спать спокойно по ночам, если где-то на улице под пронизывающим ветром дрожит от холода одинокий бомж. Кроме того, я целиком и полностью разделяю их решение стоять у двери супермаркета: естественно, что они хотят привлечь к благому делу как можно большее количество людей.
Заметьте: это не значит, что я участвую в их затеях. Обычно я просто говорю "Нет, извините". Или же, если хочется развить тему, могу ответить более развёрнуто, к примеру: "Заботиться о бездомных - работа государства. Я налогоплательщик и хочу, чтобы мои деньги шли не на войну в Ираке, а на приюты и больницы. Я бы поставила подпись под требованием изменить структуру государственных расходов, а так - увольте". В такие моменты лицо петиционера обычно застывает в механической улыбке, а брови медленно но верно ползут вверх. Он что-то бормочет и отпускает тебя с миром.
Это я к чему. К тому, что, конечно, эти люди немного выбивают из колеи, но нужно понимать, что они и их назойливые, но благородные инициативы имеют право на существование. Надо просто учиться со спокойной душой говорить "нет", если чувствуешь, что не хочешь говорить "да".
Но видимо, многим это "нет" даётся с трудом. Некоторые посетители магазина крайне болезненно воспринимают сам факт того, что кто-то обращается к ним с просьбами (особенно это касается пожилых людей). И вот, чтобы клиенты знали, что дотошные просители нарушают покой покупателей без санкции магазина, вывешивается табличка: мол, невиноватые мы. Посылайте их почаще нафих, дорогие покупатели, - может, нам повезёт, и они сами рассосутся.
Мне кажется, это как-то некрасиво. Но самое интересное, что тот же самый магазин, который выставляет у своих дверей такие таблички, раз в два месяца проводит 2-3 недельные благотворительные акции совершенно по той же схеме.
Я бы даже сказала, что их схема покруче будет. А именно: когда тебе пробили все товары и ты стоишь с деньгами наперевес, тебе предлагают сделать пожертвование на лечение какой-нибудь болезни (например, мышечной дистрофии). Это же настоящая ловушка! Ты накупил продуктов на 100 долларов, стоишь с деньгами - вот они, на виду, - и тут уж никакие отмазки не помогут: если откажешься, выставишь себя откровенным жлобом! Чтобы подтолкнуть покупателя к правильному решению, кассиры сразу называют предлагаемую сумму пожертвования: Would you like to donate a dollar to help fight muscular dystrophy? Зажопишь жалкий доллар - будешь жлобом вдвойне.
И так - каждый раз при посещении магазина. То есть если ты три дня назад уже пожертвовал доллар, тебе это никак не зачтётся в следующий раз. Тебе снова с самым невозмутимым видом зададут тот же вопрос.
Как вы понимаете, тёплых чувств между кассирами и покупателями это не добавляет. В воздухе просто висит напряжение: каждый покупатель идёт к кассе, словно на расстрел. А уж как описать облегчение и восторг кассиров каждый раз, как кто-то вместо того, чтобы бросить на них мрачный взгляд, говорящий "Как же вы задолбали", соглашается-таки сделать пожертвование!
Кстати, как мне кажется, кассиры в данном случае попадают между молотом и наковальней. Им так же неловко беспрестанно задавать вопрос про доллар, как покупателям - отвечать на него. Кассиры были бы рады избавиться от этой тягостной обязанности. Но за ними пристально следит менеджер - так же, как в Макдональдсе следят за тем, чтобы продавцы произносили монументальное "Спасибо за покупку, ждём вас снова". Раньше кассирам удавалось опустить вопрос про пожертвование, если менеджера не было рядом. Но руководство не проведёшь. Руководство придумало способ вывести отлынивающих от благотворительности на чистую воду. Теперь (это новшество появилось буквально этим летом) на кассе стоит табличка: "Если кассир забыл спросить вас о пожертвовании на мышечную дистрофию, обратитесь к менеджеру и получите двухлитровую бутылку Кока-колы". Я хренею, дорогая редакция.
Проведя свою душеспасительную трёхнедельную акцию, супермаркет бодро рапортует о собранных средствах. Начальники магазина заказывают рекламные ролики на радио, где приводят точные суммы пожертвований, радуются их приросту раз от раза и декларируют, что Vons is committed to fighting muscular dystrophy. Короче, хвалятся тем, из скольких покупателей они выбили средства на эту благородную борьбу. Лучше бы они эти средства жертвовали из собственной прибыли, как вы думаете?