Про защиту детей

May 28, 2010 02:13

Долго думала стоит ли обнародовать эту историю. Но руководство попросило написать материал для журнала, скоро эта статья выйдет и тогда об инциденте, описанном в ней, узнают все.  А пока, в преддверии Дня защиты детей, эксклюзивно для читателей моего жж:

Уроки фольклора

О правах ребенка, старых традициях и новых методах воспитания в школе.

Моего сына ударил школьный учитель… Представляю сейчас реакцию читателей. Одни искренне возмущены и считают, что такого в 21 веке быть не может, а если и случилось - гнать надо такого учителя! Другие недоуменно пожимают плечами: ну и что такого, подумаешь - шлепнул разок, современных детей так и надо воспитывать, они сами учителей доводят… Родители учеников класса, в котором учится мой сын, тоже разделились на два подобных лагеря. Я же думала только о нем - 8-летнем мальчике весом в 26 килограмм и ростом 134 сантиметра, совсем еще малыше, который засыпает с плюшевой собакой и которого никогда никто до сих пор не бил, не шлепал, не давал затрещин…



Трудные танцы

Саша (я все же изменю имя сына и других участников этой истории, которая действительно произошла в одной из московских школ) проговорился случайно. Придя на занятия по баскетболу, которые проходят в здании другой школы, он с папой (моим мужем Петром) сидел на скамейке в ожидании тренера. Товарищи по команде бегали и кричали, дверь одного из классов отворилась, и оттуда раздался грозный голос: «А ну, идиоты малолетние, прекратите орать, а то сейчас уши надеру!»

- Какая злая учительница! А в вашей школе такие есть? - спросил Петр у Саши, ожидая услышать, конечно же, громкое «Нет!».

- Да, - тихо ответил мальчик, - Семен Иванович.

- Правда? И что же он делает? - осторожно осведомился муж.

- Он ударил меня по голове…

Когда дома Петя пересказал мне этот диалог, у меня в глазах потемнело. Кто такой этот Семен Иванович и почему он ударил моего сына?! Выяснять стала аккуратно, и вот что удалось узнать: Семен Иванович вместе с женой Натальей Сергеевной ведут странный предмет - фольклор.  Раз в неделю приходят в 3 «Б» класс, где учится Саша, и  поют с детьми русские народные песни, разучивают русские народные танцы, декламируют русские народные пословицы и поговорки.

Фольклор ввели в учебный план несколько месяцев назад. Я была удивлена, но не стала сопротивляться. Если даже мама Сашиного одноклассника Ахмеда Магомедова не против того, чтобы ее сын изучал русские народные культурные традиции, то уж с какой стати мне негодовать по этому поводу - так думала я.  Тем более что мы с мужем специально определили сына не в обыкновенное общеобразовательное учреждение, а в школу на базе научно-производственного объединения, которое разрабатывает и внедряет новые методики обучения. До сих пор все эксперименты были только на пользу ребенку. И кто бы мог подумать, что с фольклором случится такая незадача!

- За что учитель тебя ударил? - спросила я сына.

- Я неправильно делал танцевальную фигуру, - ответил Саша.

- А другие ребята справлялись?

- Еще Леша плохо танцевал, и Семен Иванович трепал его за волосы. Леше было больно и он плакал в коридоре.

Мало-помалу нам удалось выяснить, что от действий преподавателя фольклора и его жены пострадал не только наш сын. Лизу выволокли из класса за ворот платья, Настю щипали за щеки, а Юра, не найдя общего языка с «фольклористами», последние 3 месяца во время их урока отсиживается в туалете.

В поисках правды

- Почему же ты молчал? - удивленно спрасила я Сашу. - Мы ведь не раз говорили о том, что ни один взрослый не вправе обижать детей. Тем более, бить их! Почему ты сразу не рассказал нам обо всем?!

- Я боялся, - еше слышно ответил мальчик, - что вы не поверите, и будете ругать меня.

Не знаю, наша ли это недоработка или просто особенности детского мировосприятия. Недаром психологи утверждают, что в таком возрасте все, даже очень «домашние» дети, твордо уверены: все взрослые заодно и доверять им нельзя!

Как бы там ни было, перед нами, родителями, стояла одна-единственная задача: защитить своего ребенка и других малышей от насилия. Мы с мужем пошли к классной руководительнице сына и попросили разобраться в ситуации.  «Я обязательно поговорю с ними! - заверила нас учительница, имея ввиду преподавателя с женой. - Ведь не в первый раз на них жалуются, а они все продолжают!» Услышав такое, мы потребовали не просто «поговорить», а провести дознание и доложить нам, родителям, о его результатах. Параллельно мы вели собственное расследование. Оказалось, что и мама Лизы, и бабушка Юры, и другие родственники пострадавших детей, действительно, обращались к классной руководительнице. Потом их дети перестали жаловаться дома, и они сочли, что конфликт улажен, что их ребенка больше не мутузят на уроке фольклора, а что до остальных - то это личное дело этих остальных.

Стало ясно, что руководитель 3 «Б» класса вряд ли способна нам чем-то помочь. Эта пожилая женщина давно дружила с Семеном Ивановичем и его женой, и явно делала все чтобы «не выносить сор из избы». Дело осложнялось еще и тем, что Семен Иванович, как выяснилось, не просто преподаватель фольклора, а заслуженный учитель РФ, широко известный в узких фольклорных кругах деятель, создатель и руководитель собственной студии, где вот уже 20 с лишним лет из поколения в поколение занимаются преданные поклонники его творчества.

Для меня же было ясно одно: человек, поднявший руку на ребенка, не имеет права работать в школе! Какими бы выдающимися не были его прежние заслуги. Уверенные в своей правоте, мы с мужем намерены были идти до конца, вплоть до обращения в Департамента образования города Москвы. Однако для начала нам предстояло пообщаться с директором школы.

Чтобы не быть голословной, на имя директора я написала официальную бумагу: «Докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что на уроке фольклора между моим сыном, ,учеником 3 «Б» класса Александром М.. и учителем Семеном Ивановичем К. произошел инцидент. По словам сына, учитель ударил его руковй по голове за то, что мальчик неправильно изобразил танцевальную фигуру. Расспросив сына подробней, я узнала, что учитель неоднократно прибегал к подобным методам «воспитания» учеников. Поговорив в родителями других учеников 3 «Б» класса, я выяснила, что факты рукоприкладства со стороны Семена Ивановича К. по отношению к детям, действительно, имели место быть. Однако, по непонтным мне причинам, до сих пор никто из пострадавших не обратился в администрацию школы. Я же ответственно заявляю, что не намерена замалчивать этот инцидент и буду добиваться законного наказания учителя, вплоть до его увольнения из школы».

По закону города Москвы «Об обращениях граждан», ответ на это послание я должна была получить в течение 30 дней. Но так долго ждать не пришлось - через два дня после того, как мой муж отнес документ в канцелярию школы, директриса сама позвонила нам домой и пригласила на беседу.

Учителя тоже люди

Я не знаю, как бы эта история развивалась дальше, окажись директор школы «по другую сторонц баррикад». Но она сразу обозначила свою позицию, которая на 100% совпала с нашей, родительской: «Детей бить нельзя! Никому и ни при каких обстоятельствах!»   Однако тут же стала рассказывать о множественных заслугах учителя фольклора, намекая на то, что увольнение по статье (без права продолжать преподавательскую деятельность) будет чересчур строгим наказаниям для известного пожилого педагога, которого многие любят и почитают.  «Он больше не будет преподавать в 3 «Б»!» - заверила директор.

Кто-то может и согласился бы с ней, порадовавшись, что собственный ребенок теперь в безопастности. Я же представила, как мальчики и девочки из 2-го (1-го, 4-го или  3 «А») класса начнут плакать в коридорах или прятаться в туалетах, боясь рассказать взрослым о специфике обучения фольклору, и твердо заявила: «Он вообще не должен вести уроки в школе, ни в одном из классов! Думаю, вы со мной согласны?» Поняв, что дальнейшая дискуссия бесполезна, директор пообщала подписать соответствующий приказ. А еще через пару дней всех родителей учеников 3 «Б» класса пригласили на экстренное родительское собрание.

На маленьких стульчиках за низкими партами кое-как примостились человек 20 взрослых, в том числе классная руководительница, директор школы, преподаватели фольклора Семен Иванович и Наталья Сергеевна.  Я пошла в школу одна, без мужа. Петр боялся, что если увидит учителя фольклора, не сможет сдержаться и тоже стукнет его по голове.  Собрание начала директриса, объявив что в связи с неоднократными доказанными случаями рукоприкладства Семена Ивановича по отношению к ученикам, она подписала соответствующий приказ о том, что уроков фольклора в школе больше не будет. Большинство родителей удивленно зашушукались: «А что случилось-то?». Мне ничего не оставалось, кроме как попросить слова и откровенно во всеуслышанье рассказать о том, что собственно случилось. Реакция последовала неожиданная. «Ну и что? - недоуменно посмотрела на меня мама Ахмеда Магомедова. - Вы в каком мире живете? Мальчик должен знать сильную мужскую руку, а иначе размазней вырастет». «Видимо я живу в другом мире, отличном от вашего, - возразила я женщине, - и уверена, что смогу вырастить из сына мужчину не прибегая к насилию!»

Правда всегда права!

Однако сторонников воспитания посредствам «сильной мужской руки» в нашем классе оказалось большинство. «Теперь из-за вас наши дети не смогут заниматься фольклором, а он им так нравился! - возмущались мамы и папы. - Зачем вы это затеяли? Зачем «из мухи слона» раздуваете? Учителя тоже не железные, могут и сорваться, шлепнуть разок, и ничего в этом такого нет! И если за это увольнять, то детей учить вообще некому будет!»  Я растерялась, поскольку абсолютно не ожидала такого поворота событий. Что интересно, родители детей, которые также пострадали от несдержанности Семена Ивановича, молча сидели опустив глаза. И только бабушка Юры расплакалась, повторяя слова благодарности директору школы и мне.

Оказалось, что в отличие от нашего сына, Юра рассказывал бабушке все. И как учитель бил его по попе балалайкой, а жена учителя называла «толстым увальнем». И как оба они приказывали мальчику закрыть рот, когда он пытался петь, потому что «ты портишь наш стройный хор». И как, не выдержав, Юра решил пересидеть урок фольклора в туалете, а Семен Иванович, увидев его там, сказал: «Вот здесь тебе самое масто!» Бабушка мучалась вместе с внуком, которого воспитывает одна, но не знала что делать. К директору идти боялась, думала что после такого визита, учителя станут относиться к Юре еще хуже.

Кстати, меня тоже не раз спрашивали  -  друзья, родственники, коллеги - не опасаюсь ли я, что наш с мужем «демарш» вызовет лишь негативную реакцию, что  ребенок будет подвергаться прессингу и гонениям со стороны администрации школы?  Нет, этого я не боялась ни одной минуты! Во-первых, правда была на нашей стороне, во-вторых я точно знала как буду добиваться признания этой правды - правильными законными методами.

… Когда слово предоставили самому учителю фольклора, он сказал следущее: «Я признаю, что не могу удержать внимание всего класса, не могу успокоить расшалившихся детей. Может шлепки и были, но я делал это не намеренно.  Я только хотел помочь им проникнуться национальной культурой. Когда звучит народная музыка - все вокруг должны молчать и вести себя идеально, а в этом классе некоторые дети постоянно мешали мне работать». И так далее, и тому подобное… Под моим давлением, учитель пообещал извиниться перед детьми, а я лишь еще раз убедилась в правильности принятого решения - без уроков фольклора мой сын вполне сможет обойтись.

Вместо послесловия

А Семена Ивановича все же не уволили. Его уроки директор вывела из учебного плана, оставив на базе школы фольклорную студию, куда все желающие могут приходить после уроков. Кроме того, учителю был объявлен строгий выговор, а на занятиях в его студии, согласно приказу директора, отныне будет присутствовать психолог. Нам с мужем это наказание показалось вполне адекватным и настаивать на непременном увольнении мы не стали.

Вопреки опасениям окружающих, никаких  претеснений  или давления в школе мой сын не испытывает. Пара одноклассников несколько раз пытались задеть его: «Из-за тебя теперь нет такого прикольного урока!», на что Саша достойно отвечал: «Никто не мешает вам заниматься фольклором в свобоное от учебы время». Классная руководительница, напротив, стала куда больше внимания уделять мальчику, регулярно отмечает его успехи похвалой, помогает справиться с трудными заданиями.
Перед учениками 3 «Б» класса учитель фольклора так и не извинился. 
Previous post Next post
Up