Оригинал взят у
selenadia в
Убийцы тещ в изобразительном искусствеОригинал взят у
shakko_kitsune в
Убийцы тещ в изобразительном искусствеНевинные жертвы злобных зятьев в традиционной рубрике "
омерзительное искусствоведение".
По заказу френда, который (по непонятным причинам) предпочел остаться анонимным.
ИРОД ВЕЛИКИЙ
Жил-был царь.
У него работал очень плохой пиарщик, поэтому в истории имя царя стало нарицательным ("убийцы! ироды! будьте прокляты!" -- Елена Хаецкая, книга "Мракобес" и т.п.).
А все благодаря пущенной по соцсетям утке про избиение младенцев.
Мол, узнав от волхвов, что родился будущий царь, но не имея более точных координат, Ирод приказал убить всех новорожденных в своем государстве (чем обрушил его в демографическую яму и потом получил проблемы с пенсиями).
Маттео ди Джованни. Избиение младенцев. 1482
Царь Ирод сидит на троне и злобно ухмыляется.
Все это, граждане, чистое вранье. Не было никакого Избиения младенцев -- из евангелистов пишет о нем лишь один Матфей, известный "сказочник", остальные не поддерживают, хотя обычно друг по другу сверялись, подглядывали. Но, главное, никто из соседей -- в особенности римлян, у которых тогда с историками все ОК было (Плиний, Страбон, Иосиф Флавий), это историю не упоминает, даже в формате сплетен.
Согласитесь, такой геноцид (даже есть специальное слово -- инфантицид) трудно не заметить.
Мастер пределлы из музея Ашмолеан. Избиение младенцев. 1380-е
Так что зря в христианстве у него такая репутация.
(А тот Ирод, который Иоанна Крестителя казнил и Иисуса Христа отфутболил к Каиафе, пританцовывая фокстрот под Э.Ллойда Уэббера - это не он, а его сын, по имени Ирод Антипа.
А апостола Иакова казнил Ирод Агриппа, тоже не он, а его внук. А осадочек остался. Проблема с брендингом; единое имя бросает тень на всю линейку; у продажников "Лады" та же проблема).
Дж. Тиссо. Волхвы перед Иродом
Единственной виной Ирода Великого перед христианством является то, что умер он в 4-м году до Рождества Христова, сильно сбив общепринятый график датировки событий Евангелий, в котором Рождество Христово происходит в первом году.
А вот из-за Ирода получается, что Рождество Христово было как минимум в четвертом году до Рождества Христова, а то и раньше.
Негодяй.
Не мог протянуть еще несколько годиков -- ну, хотя бы под капельницу лечь.
Волхвы рассказывают Ироду Великому о рождении царя-Иисуса, витраж 15 века
А вот в чем Ирод Великий безусловно, безоговорочно и доказуемо виноват -- это в убийстве собственной тещи с хорошим русским именем Александра.
О чем мы с вами и поговорим ниже.
Дж. Тиссо. Ирод Великий. 19 век
Вообще у Ирода было как минимум восемь жен, поэтому понятно, что проблему с тещами ему периодически хотелось решить радикально.
И как-то раз он сорвался и так и сделал.
Причем -- отметьте: при всех своих возможностях он убил только 1 шт.!
Нет, его негативная репутация явно раздута.
Все началось с женитьбы Ирода на дочери вышеупомянутой Александры.
Женился он на девушке, которую звали Мариамна, в стрессовых условиях, без выкупа невесты, благословения родителями, тамады и фотосессии с голубями.
Дело в том, что Ирод назван "Великим" не просто так, а за то, что был self-made man -- сделал себя царем сам. До этого на иудейском царстве сидела династия Хасмонеев, которую Ирод задумчиво так вырезал (остатки; основной процент вырезали римляне -- Помпей, Цезарь, Антоний и прочие персонажи сериала "Рим", BBC/HBO).
Дж. Арчимбольдо (атт.). Голова Ирода. 1580-е.
(Обычно Арчимбольдо складывал лица из цветов и фруктов, но голову Ирода он "слепил" из трупиков младенцев)
Когда Хасмонеи почти кончились, свежий царь Ирод все-таки нашел хасмонейскую принцессу Мариамну и на ней женился.
Это примерно как если б Сталин послал в Париж к великому князю Кириллу Владимировичу, aka Императору Всероссийскому в изгнании, за его дочерью, и потом бы с ней обвенчался. С одной стороны, в этом случае главой Дома Романовых сегодня не была бы Мария Владимировна
со своим viyebyonish'ом (перспектива, отрадная чисто эстетически, с точки зрения ЗОЖ), с другой -- представьте коктейль сталинско-романовский крови... Чорт, какой классный сюжет для альтернативной фантастики я сейчас выболтала! Чтобы с попаданцами там еще было!
(Учтите, фантазия сия не такая уже и дурацкая -- испанский фюрер Франко с испанскими же королями
скрестился, и их общий приплод -- сегодня глава дома Бурбонов)
С Мариамной, родню которой Ирод ликвидировал, ему жилось весело и страстно.
Он ее любил, а она была уверена в этой любви, как Волочкова в собственной неотразимости, и поэтому позволяла себе всяческие капризы и истерики. Кончилось все это тем, что муж ее приговорил к смерти и казнил.
Подробно об этом здесь рассказывать не буду, может быть, захочу сделать новый выпуск "Убитых жен в живописи", тогда там. (Делать? Не надоело?)
Дж. Уотерхаус. Мариамна покидает суд Ирода после вынесения смертного приговора. 1887
Мать казнимой Мариамны, теща Александра, во время всего этого процесса вела себя отнюдь не как любящая родительница. Потому что она очень опасалась и за свою жизнь тоже -- ведь Ирод судил свою жену за то, что она мол, хасмонейская царевна, и хочет наконец, (спохватившись после почти 10 лет брака и 4 детей) ему отомстить и вернуть семье трон. Александра тоже была хасмонейской принцессой (с мужем они были двоюродными), и по этому обвинению ей могло прилететь аналогично.
Александра отреклась от дочери, объявила, что она верит во все обвинения и написала в твиттере, что приговор был совершенно справедливым. Когда дочь вели к месту казни, она ругала дочь за глупость и неблагодарность, и вообще всячески отравляла человеку последние минуты.
Этим поведением Александра смогла выиграть время, как пишут оправдывающие ее историки.
Впрочем, не будем ее особо винить -- во время предыдущих скандалов (не понравилось, что приехала пожить без звонка) Ирод уже пару раз сажал тещу в тюрьму, так что она имела право его бояться.
Правильный условный рефлекс выработал.
Дж. Тиссо. Иерусалимский храм во времена Ирода Великого
(Он "Великий" еще и потому что восстановил Храм).
Нет, я не мизогин.
Я всех людей не люблю, вне зависимости от гендера.
Н. Пуссен. Избиение младенцев. 1620-е.
После того, как Ирод казнил свою жену Мариамну, он внезапно сильно осознал, насколько сильно он ее любил.
С мужчинами это обычно бывает, когда они уходят к любовнице и выясняется, что каждый день кружевного белья и кофе в постель с черными шелковыми простынями там больше не будет, а будет также как с женою, только жена -- родной человек, а это какая-то стрёмная тетка (что без кружевного белья как-то стало особенно отчеливо заметно), и тоже мусор выносить велит.
Мужья в такой ситуации подчас просятся обратно.
У Ирода, с его чисто сталинским подходом к проблемам ("нет человека...") подобного выхода не было, да и колдунов вуду в Израиль пока не завезли. По мертвой жене приходилось тосковать по старинке. Как сообщили в вечерних новостях народу, царь тяжело захворал.
Попросту говоря, запил горькую.
Явление призрака Мариамны царю Ироду, 19 век (художника глупые Гетти не пишут)
Теща Александра, у которой было два козыря -- два мальчика, сыновья Мариамны, т.е. потомки и нынешнего царя, и царей предыдущей династии, решила, что пора ликвидировать зятя. Пользуясь тем, что Ирод лежал тяжело больным, она постаралась взять под контроль два ключевых укрепленных пункта Иерусамима -- один в городе, другой в Храме. Кто ими владел, владел государством.
Там стояли гарнизоны, которых она принялась уговаривать, мол, передайте, пожалуйста контроль над ними мне, бабушке царевичей. А то помре Ирод, и кто-нибудь нехороший попытается захватить власть, а она должна быть нашей. Идея была хорошей, а исполнение паршивое, например, один из командиров гарнизона был родным племянником Ирода. Царю немедленно донесли о планах тещи.
Он сразу выздоровел (адреналин!), бодрячком вскочил с кровати, приказал арестовать тещу.
И быстренько казнил.
Киаран Хайндс в роли Ирода (The Nativity Story, 2006)
Историк Иосиф Флавий сам по маме был Хасмоней, поэтому любил писать об Ироде гадости (но про Избиение младенцев у него нет!). Он пишет про ворчливое состояние срочно выздоровевшего царя так: "Ирод распорядился тотчас казнить ее, а так как он сам едва успел оправиться от болезни и все еще страдал душою и телом, то был крайне раздражителен и стал казнить по самым ничтожным причинам всех, кто попадался ему под руку. Так, например, он казнил многих из самых преданных друзей своих".
Жил после этого Ирод еще четверть века и умер очень неприятной смертью -- по всей коже невероятный зуд, в задней кишке постоянные боли, на ногах отеки, в животе воспаление, а в области паха -- гниющая язва, где развелись черви. Было ему около 70 лет.
Мораль: подлизываться к неадекватному зятю бесполезно. Лучше сразу нанять киллера. Или подлить полония.
Смертельно больной Ирод Великий пытается покончить с собой, миниатюра 15 века
МИДИЙ
В четвертом веке до нашей эры во всем обитаемом мире (который состоял примерно из Греции, Персии и Египта) царил полный бардак.
Все воевали, грабили, убивали.
Территорией современной Турции владели персы, а конкретно район Эолиды (где нынешний город Измир) держал сатрап по имени Фарнабаз.
Остатки древнегреческой агоры в Измире (Смирне)
Но у него было много еще других точек, и смотрящим за Эолидой он назначил местного по имени Зений.
Тот хорошо работал, собирал деньги, передавал их наверх, много не воровал. Но потом заболел и умер.
Ему устроили отличные похороны и выгравировали на надгробном памятнике отличный портрет по фотографии во весь рост, опирающимся на капот мерседеса, и с надписью "не верь, не бойся, не проси".
После этого Фарнабаз начал размышлять, кого назначить вместо покойника.
Серебряный статер, вычеканенный Фарнабазом, с изображением верховного бога Баала на троне, 379-374 гг. до н.э.
(Заметьте, насколько Баал сплагиачен с греческого Зевса Олимпийского).
Желающих было много, например, бывший охранник Фарнабаза хотел повышения и хлебного места.
Но тут в его любимый ресторан, где всегда его можно было застать, прибыла вдова Зения, которую звали говорящим именем "Мания".
Она сказала ему:
-- Слушай, ты меня знаешь, и знаешь, что я в теме. Давай вместо мужа буду район держать? Дань ту же самую буду тебе отдавать. Не справлюсь -- снимешь меня, и все.
До этого она успела заехать к жене Фарнабаза и обеим его любовницам и подарить им хорошие подарки, так что поразмыслив несколько дней он, вдохновленный самыми различными способами (женская солидарность!) пришел к выводу, что это отличная мысль.
Серебряный шекель, вычеканенный Фарнабазом, с изображением Баала и Ареса, 380-375 гг. до н.э.
Далее Ксенофонт в "Греческой истории" (книга III) пишет, что управлять Эолидой бой-баба Мания стала ничуть не хуже покойного мужа, а даже и лучше. Держала всех в железной руке, и даже присоединила к своим владениям прибрежные города Ларису, Гамаксит и Колоны. Для этого она наняла братков из Греции, которые и атаковали города. Сама Мания наблюдала за этим кровопролитием, сидя на пригорке в своей колеснице и попивая коктейли с зонтиком.
Она набрала такую отличную бригаду, что Фарнабаз приглашал ее для участия и в своих личных стрелках.
Мания вошла в такой авторитет, что шеф высказывал Мании всяческое уважение и спрашивал совета в некоторых делах.
Бертрам Маккеннал. "Война", к. 19 века.
А потом случился фейл.
Несмотря на то, что у Мании были отличные бодигарды и виртуоз-шофер, и она очень береглась, боясь покушений, ее все-таки убили.
Убил ее зять. Пришел в комнату к теще и задушил.
Мании тогда было чуть больше сорока: хороший возраст для женщины-руководителя, но опасный для тещи -- кажется слишком молодой и энергичной.
Заодно он убил ее сына, 17-летнего юношу -- чтобы не было конкуренции при дележке имущества.
Как звали его жену, дочь Мании, история не сохранила, так что может быть, он ее тоже убил потом, когда она весь унаследованный от мамы бизнес на него переписала.
Поль Сезанн. Удушенная женщина. Ок. 1870.
Потом Мидий попросил Фарнабаза закрепить за ним район, засыпав его всяческими подарками.
Но тот сказал, что сейчас приедет и открутит Мидию голову за то, как тот поступил с Манией.
Мидий испугался и начал покупать калаши.
И так бы это все продолжалось, но потом пришел лесник (спартанец Деркилид) с войском и разогнал обоих чурок нафиг.
На этом все и кончилось. Что дальше было с Мидием -- неизвестно.
Мораль: ни одна охранная система, увы, не поможет, если в семье -- крыса.
Вообще, читайте killpls.me каждый день, если до сих пор верите в людей и семейные ценности.
ХУАН ЛУНА
В 1885 году в Париж приехал 28-летний филиппинец, низкорослый, но очень гордый, и считающий себя большим художником. Дома, на Филиппинах, он действительно был уже кем-то: выходец из приличной семьи, он бросил флот, переехал в Испанию, учился в Академии живописи, заработал кучу золотых медалей и пенсий своим творчеством. Теперь он решил покорять французский художественный мир.
Проблема была в том, что в Париже живописцев такого уровня было что дворников, и все они писали одинаковую светскую модную чушь.
Хуан Луна. Парижская жизнь. 1892
Хуан Луна. Одалиска. 1882
Это как сейчас режиссеру попытаться совершить прорыв в искусстве и стать знаменитым с помощью истории про молодую девушку, которая приезжает в Москву вся из себя такая страшненькая, а потом оказывается... Или придти на слепое прослушивание в телешоу "Голос" с песней "Кукушка" акапелла.
Красавчик - самый левый
Хуан открыл в Париже мастерскую, но знаменитым он был только для своих земляков-филиппинцев (которых в 1880-х годах в Париже было не сильно обильно) и испанцев (которым эта колония принадлежала, и которые дали ему стипендию).
Хуан Луна. Сны любви (портрет жены)
В 1886 году Хуан Луна женился на Марии де ла Пас Пардо де Тавера (Maria de la Paz Pardo de Tavera), также филиппинке, сестре своего друга художника Феликса Пардо де Тавера и известного врача Тринидада с той же фамилией, которую мне лень писать.
Нет, на самом деле полное имя жены было: Мария де ла Паз Паулина Розарио Кармен Ампаро Консоласьон Секарро Висента Романо Лутгарда Горричо Луна де Сан Педро (María de la Paz Paulina Rozario Carmen Amparo Consolación Secarro Vicenta Romano Lutgarda Gorricho Luna de San Pedro).
Хуан Луна. Портрет жены.
Ее мать донья Хулиана Горричо (Juliana Gorricho Pardo de Tavera) возражала против брака, в частности потому, что жених был трушный филиппинец, а невеста мало того, что обладала примесью крови белой расы, но вдобавок и выросла в Европе и получила продвинутое образование.
Хуан Луна был филиппинский патриот и был против испанского владычества над своей страной, и поэтому за испанскую кровь (причем дворянскую) своей жены он оскорблял ее, называя "грязнокровкой" и т.п. (belonged to that dirty race - the Spanish). Как раз из-за таких фанатиков формата "кто не скачет, тот москаль" донья Хуана много лет назад увезла своих детей-метисов с Филиппин в Европу; и надо же было в Европе дочери влюбиться ровно в такого же.
Хуан Луна с братом Антонио
Донью Хулиану уговорил разрешить свадьбу брат-врач Тринидад, который настаивал, что Хуан не "вульгарный туземец, а цивилизованный человек, великий художник, у него есть талант, образование, в нем нечего бояться". В итоге она сдалась, и Хуан с Марией де ла Паз обвенчались.
Семейное фото рода Тавера: теща Хулиана сидит с ребенком на коленях, жена Мария де ла Паз - стоит вторая справа
У них родился мальчик Андрес, а маленькая девочка Биби умерла в младенчестве.
Хуан Луна. Портрет дочери Биби
4 сентября 1892 года 55-летний джентльмен, месье Дюссак (Dussaq) с которым жена где-то познакомилась, нанес визит в их дом. Это вызвало дикую ярость Хуана, он начал ей угрожать. 5 сентября он избил жену и изрезал ее одежду (классические симптомы абьюзера -- резанье женской одежды, да).
10 сентября, когда она пошла гулять, Хуан отправился за ней следить. Он потерял ее из виду около одного дома, но там же встретил этого Дюссака и счел это доказательством измены жены. 11 сентября Хуан угрожал жене револьвером и избил ее тростью до крови.
Тогда теща приехала в дом к дочери. Ее семья начала консультироваться по поводу возможности развода, причем братья Феликс и Тринидад угрожали ревнивцу оружием. (Сестра, как оказалось, не рассказывала им о побоях, они узнали об этом уже после ее гибели. Девочки! всегда надо такие вещи рассказывать, не стыдитесь!).
Конфликт развивался, ревность кипела.
22 сентября художник увидел в окно, как Феликс с Тринидадом и каким-то другом входят в калитку их виллы -- они намеревались забрать сестру из этого дома. Женщины заперлись в ванной.
Тогда он начал стрелять в дверь. Ну это же самый легкий путь ее открыть, логично.
Mula kay Alfredo Roces, “Philippine Heritage” (современная картина)
Шурин Феликс, который пытался вмешаться, словил пулю -- в верхнюю часть груди, но выжил.
Теща донья Хулиана была убита на месте выстрелом в голову.
Жена Мария де ла Паз получила тяжелые ранения в левую часть груди и скончалась 8 октября, пару недель спустя после нападения.
Всего художник выпустил 4 пули.
Меткий гад.
Две пули достались теще.
Его маленький сын был в этот момент вместе с матерью и бабушкой в ванной и все это видел. В него отец стрелять не стал.
Хуан Луна. Портрет сына. 1880-е
Хуана арестовали, начался суд.
8 февраля следующего года уже оправдали, заседание длилось всего 1 день. . Неписанный закон оправдывал мужей за убийство жен-изменщиц и подобные "убийства из страсти".
Вообще подробностей, почему Хуана оправдали, нет: архив суда сгорел, как говорят, а газетных публикаций чего-то мало. Вроде бы, согласно положению во французском праве, которое считало филиппинца "аборигеном", "дикарем", которые, как это было общеизвестно, имеют тенденцию впадать в амок и вообще не контролируют себя. Поэтому Хуан, как принадлежащий "примитивной расе", был прощен.
Хуан выплатил семье жены копеечную компенсацию, и через неделю после освобождения с 6-летним сыном и своим братом Антонио быстренько свалил в Мадрид, а потом на Филиппины.
Фотография из коллекции брата Тринидада:
Хулиана, ее дочь Мария де ла Паз,
какой-то левый чел, и Хуан Луна, чье лицо закрашено черным
Продолжение истории Хуана Луны удивительное: вернувшись на Филиппины, он вступил в национально-освободительную борьбу против испанского владычества и считается героем.
Его брат Антонио вообще ВЕЛИКИЙ герой этой борьбы.
Постер филиппинского фильма "Генерал Луна" 2015 года, про его великого брата Антонио.
Когда Антонио убили, Хуан умер от инфаркта в 42 года, холерик.
Он считается величайшим художником Филиппин (типа нашего Репина), ему ставят памятники и все такое.
О его абьюзе и убийстве в течении ХХ века старательно молчали и нигде не печатали.
Памятник Хуану Луне в Маниле
Мораль: когда мама не одобряет твоего бойфренда, говоря, что он похож на психа -- часто она совершенно права.
Жизненного опыта у нее побольше.
***
Предыдущие выпуски читайте по тэгу "
омерзительное искусствоведение".
Группа вконтакте