Как научить девушку думать?

Dec 03, 2010 15:39



Некая девушка, клеймя гомофобию врачей, цитирует в Интернете нелестное высказывание Игоря Кона в мой адрес. Тот  "уличал" меня в том, что я, дескать, ошибочно трактую термин "демедикализация гомосексуальности" как "отлучение врачей от лечения гомосексуалов". Он же почему-то утверждает: "На самом деле слово "демедикализация" означает лишь то, что гомосексуальность, как и сексуальность в целом, перестала быть исключительно медицинской проблемой".

Ну, во-первых, гомосексуальность никогда не была проблемой исключительно медицинской. Она имела (и имеет) множество аспектов, в том числе, и медицинский. А от того, что гомосексуальность исключена из списка психических заболеваний, она вовсе не перестала быть медицинской проблемой.

Во-вторых, это решение, принятое Американской Психиатрической Ассоциацией,
традиционно обозначается термином "депатологизация гомосексуальности" (от "de" - "отрицание" - и "pathos" - "страдание, болезнь"). Термином же "демедикализация" в США именуют процесс вытеснения врачей из психиатрии социальными работниками. Психиатры расценивают это явление как “надвигающуюся катастрофу” (Мотов В., 2003).

Игорь Кон сочиняет "ужастики": "за гендерными отношениями стоит вопрос о власти. Пока гомосексуальность считалась "грехом", судьбу её носителей вершили священники, когда она стала "преступлением", власть перешла в руки полицейских, а когда её назвали "болезнью" - в руки врачей. В демократическом обществе, где гомосексуальность секуляризирована, декриминализирована и демедикализирована, геям одинаково безразлично, что о них думают священники, юристы и врачи. Врач может и должен лечить геев, евреев и "лиц кавказской национальности". Но только от болезней. Ни гомосексуальность, ни еврейство, ни "кавказская национальность" таковыми не являются, "лечить" их берутся либо гомофобы, антисемиты и ксенофобы, либо просто малограмотные люди".

Самое обидное - девушка вычитала эту цитату из моей же статьи, в которой, как мне тогда казалось, я убедительно показал ошибочность позиции Кона. То, что при чтении текста вызывало у меня чувство неловкости за автора, у наивной девушки, похоже, нашло живой отклик. Что ж, если мои аргументы так и не заставили её задуматься над тем, кто геям враг, а кто - друг, придётся всё объяснять заново. Понятно, что при этом не обойтись без повторения того, о чём речь уже шла, в том числе и в ходе полемики с Rombik’ом.

Разумеется, дело не в намеренной путанице понятий "депатологизация" и "демедикализация". К этому вопросу и возвращаться не стоит. Куда серьёзней странная "слепота" Кона, не видящего разницы между «гомосексуальностью, еврейством и "кавказской национальностью"» в их медицинском аспекте.

Общее между представителями сексуальных и национальных меньшинств заключается в том, что и те, и другие - жертвы ксенофобии и дискриминации. Евреев, как и лиц "кавказской национальности" убивали за их национальную принадлежность. Сколько евреев вырезано, замучено, сожжено инквизицией, погромщиками-антисемитами, фашистами - одному Богу известно. На счету одних только гитлеровцев 6 миллионов загубленных еврейских жизней. Турки вырезали 1,5 миллиона армян, проживавших на территории Османской империи. В ситуации, угрожающей их жизни, люди порой скрывают свою национальность. Но коль скоро они воспитаны в её рамках, они остаются верны ей навсегда. Мне не доводилось слышать об интернализованной (усвоенной) юдофобии или армянофобии, приведшей еврея или армянина к самоубийству.

С представителями сексуальных меньшинств дело обстоит иначе. Среди моих пациентов немало геев, чудом спасённых от суицида. Из 230 гомосексуалов, прошедших у меня лечение по поводу разных форм интернализованной гомофобии, о самоубийстве подумывал, по крайней мере, каждый третий.

Красноречивый факт: есть психическое заболевание - гомосексуальная паника, когда кончают с собой гетеросексуалы, люди традиционной сексуальности, Они ошибочно подозревают, что их считают геями и что для этого у окружающих есть какие-то основания. Переписка с пациентами, которых с помощью психотерапии, к счастью, удалось отговорить от суицида, приведены в моей книге "Сексология в письмах".

Жизнь в гомофобном обществе порождает у многих геев невротический страх: они боятся собственной нетрадиционной сексуальности, обвинений в принадлежности к сообществу презираемых "аморальных маргиналов", своего "разоблачения". Эта интернализованная (усвоенная) гомофобия отравляет им жизнь, тормозит их психосексуальное развитие, заставляет сомневаться в себе, лишает способности любить. По данным Алана Белла и Мартина Вейнберга, эго-синтоническая форма девиации отмечается лишь у 10% геев; остальным свойствен её эго-дистонический характер, когда индивид тяготится собственной сексуальной ориентацией. В таких случаях наблюдается своеобразное "раздвоение" (амбивалентность). Осознанно геи расценивают однополое влечение как важную и неотъемлемую составную их личности. Неосознанно же они презирают и осуждают его. Подобная двойственность характерна для 60-68% “ядерных” гомосексуалов. Она-то, в основном, и определяет невротические формы их полового поведения (аддиктивность, интимофобию, промискуитет). Геи наивно думают, что счастье в любви обрести несложно, надо лишь повстречать достойного человека. На деле же, у большинства однополых партнёров влечение друг к другу вскоре сменяется взаимным разочарованием и отчуждением. Как уже говорилось, этому есть объяснение: интернализованная гомофобия блокирует способность любить и быть любимым.

Ещё хуже, если "ядерный" гей требует, чтобы его "вылечили от гомосексуализма". Такой эго-дистонической формой девиации страдает примерно 15% геев. Они-то и дают основную массу суицидов. Между тем, если речь идёт о "ядерном" гее, то попытки сделать его гетеросексуалом нереальны. Помочь же ему в осуществлении столь желанной для него связи с женщиной можно лишь при условии, что в структуре его либидо наличествует достаточно мощный гетеросексуальный потенциал.

С горечью отмечу, что за долгие годы моей работы в сексологии в жизни геев мало что изменилось. Исчезла лишь одна причина, толкавшая геев к невротическому срыву - угроза судебного преследования за "мужеложство". Но декриминализация и депатологизация гомосексуальности не устранили главной беды - гомофобии общества. А она, как и прежде, порождает у представителей сексменьшинств интернализованную гомофобию и невротическое развитие.

Я твёрдо придерживаюсь принципа депатологизации гомосексуальности и не считаю
однополое влечение болезнью. Но мне хорошо известно, как часто геи становятся
невротиками, страдая от половых нарушений, лишаясь способности к активной роли даже в однополом сексе, как часто они решаются на суицид.

Как же можно лечить геев, страдающих различными формами интернализованной гомофобии, в отрыве от того факта, что они - гомосексуалы?! И кто, если не врач, будет лечить геев и лесбиянок, мучающихся депрессией или паническими атаками; кто будет спасать больных, страдающих гомосексуальной паникой, - психологи, социологи, геи-активисты?! Позволительно ли им брать грех на душу, оттесняя врачей от оказания профессиональной помощи представителям сексменьшинств с их специфическими проблемами и конфликтами?

Тем, кто отказывает врачам в праве лечить психогенные расстройства, порождённые гомосексуальностью и как тень сопровождающие её, следует сопоставить два факта: высокую частоту так называемых “немотивированных” самоубийств геев и свойственную им насторожённость и враждебность к врачам. В основе этого невроза (ятрофобии) лежит опасение, что врач способен проникнуть в душевный мир гея с его комплексом неполноценности и страхами. Именно на этой больной струне и играет Кон, приписывая врачам стремление обрести власть над геями. Такие утверждения - неприкрытая демагогия. Разве Кон не знает, что российские врачи бесправны точно так же, как и геи? Геям власти запрещают марши протеста против дискриминации сексменьшинств. Врачам платят нищенскую зарплату, их бессовестно эксплуатируют; им даже пикнуть не дают, когда они пытаются отстоять право жить и работать по-человечески. И вот, оказывается, я, леча геев-невротиков, публикуя книги об их проблемах, коварно добиваюсь власти над ними! А зачем мне она, эта мифическая "власть"?! Разве что попросить геев-психопатов "не хабалить" под постами  блога, позорясь своими комментариями! Так ведь на это надежд мало. Геи-психопаты, в отличие от геев-невротиков, - субъекты с уродством характера. Попавших в Интернет уже не остановишь, они  - животные вездессущие (тут нет грамматической ошибки!). Их так и тянет по-собачьи отметиться в блоге. Любой посетитель может убедиться в этом сам, просмотрев комментарии к этому посту!

Антиврачебная пропаганда дезориентирует представителей сексменьшинств, лишая их шансов вернуть себе душевное здоровье, а порой и сохранить свою жизнь. Выводя из тяжелейшей депрессии пациентов, чудом избежавших гибели, я думаю о том, сколько же геев остались бы жить, обратись они вовремя за помощью! Не надо запугивать гомосексуалов, внушать им ненависть к тем, кто способен им помочь. Другое дело, что им надо научиться отличать профессионалов от мошенников, безответственно обещающих «"переориентировать" геев путем онлайн-консультаций на методологической основе теории контролируемых запретов». Надо выводить на чистую воду врачей-гомофобов, подобных Еникеевой. Не удержусь, приведу косноязычные "перлы" из её безграмотных "трудов": «Что бы ни говорили сами гомосексуалы о том, что каждый человек имеет право на свободу сексуального поведения, как психиатр, не могу с этим согласиться. <…> Сам по себе гомосексуальный половой акт - отвратительное и противоестественное явление. Анус (заднепроходное отверстие) дан природой отнюдь не для удовлетворения своих низменных влечений. Поэтому психиатры рассматривают гомосексуальное влечение как патологию, а не как вариант нормы, как пытаются доказать сами гомосексуалы».

Геям следует обходить стороной и догматиков, путающих девиацию с перверсией (половым извращением) и считающих гомосексуальность тяжёлым недугом, подвидом некоего "парафильного синдрома". Подобные идеи высказаны в монографии "Аномальное сексуальное поведение", изданной под редакцией Андрея Ткаченко. Её критический анализ можно найти в моей книге "Сексология в письмах".

Не знаю, удалось ли мне хотя бы на этот раз убедить девушку, ругающую меня в Интернете, в том, что к высказываниям Кона на медицинские темы надо подходить с крайней осторожностью. Лично у меня его многолетняя работа вызывает уважение. Кон, как никто, знаком с социальными аспектами секса. Но он бесконечно далёк от биологии и медицины, от эндокринологии и психиатрии. И ему вовсе не требуется профессионально разбираться в этих дисциплинах, выступать экспертом по вопросам нейрофизиологии или оценивать эффективность лечебных методик, давно и прочно включённых в арсенал психотерапии. Подобные поползновения не красят его книгу "Лунный свет на заре". Думаю, перед ним стоят совсем иные задачи. Выполним завет Христа: "Кесарю кесарево, Богу - Богово". Будем чтить Игоря Кона, как он того заслуживает, но ответы на вопросы по диагностике и лечению неврозов и сексуальных расстройств геи найдут лишь в медицинской литературе. Штудируя её, им надо научиться думать аналитически, отличать вымыслы от фактов, толковых врачей-сексологов от шарлатанов, от скрытых и явных гомофобов.


сексология в письмах, депатологизация гомосексуальности, ятрофобия, сексолог, как научить девушку думать, сексология, догматизм в сексологии, гомофобия, лечить ли геев, гомосексуальность, неврозы у геев, социальные проблемы гомосексуальности, суицид, медицинские проблемы гомосексуальности

Previous post Next post
Up