Оригинал:
моя страничка ВКонтакте,
14 апр 2013 На днях в гостевой книге моего сайта появился вопрос:
«8 апреля подписано соглашение между Екатеринбургской Епархией и Свердловским областным центром по профилактике и борьбе со СПИДом о взаимодействии. Данное соглашение предполагает много аспектов совместной работы, в том числе и вопросы профилактики ВИЧ-инфекции. Михаил Меерович, как Вы считаете, может ли такое сотрудничество РПЦ и государственного учреждения здравоохранения дать эффективный результат? Как известно, РПЦ в вопросах сексуальности придерживается позиции полного воздержания до совершеннолетия, а секс может быть только с целью деторождения.»
Я ответил, что Русская Православная Церковь может принести большую пользу в деле профилактики СПИДа, но её аргументация в устах врачей неуместна.
Хочу уточнить и расширить свой ответ.
О том, чтобы половая близость ограничивалась только рамками размножения, мечтали многие отцы церкви и религиозные философы. Судя по всему, им самим сексуальное воздержание давалось очень тяжко. Кому-то пришлось прибегнуть к добровольной кастрации (так поступил христианский философ Ориген). Кто-то отправлялся жить в пустыню, но и там религиозных аскетов мучили эротические галлюцинации. Художники и писатели не раз обращались к теме искушений пустынника святого Антония. Наиболее известна из картин, написанных на эту тему, - триптих Иеронима Босха. Святого, изображённого Босхом, искушают видения голых женщин и совокупляющихся парочек. Художник своим шедевром иллюстрировал слова святого: «Кто в пустыне в своей келье предаётся тишине, тот неуязвим для трёх искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью».
Блаженный Августин считал, что способностью к плотскому соитию, не связанному с наслаждением, владели первые люди на Земле, но они утратили его после своего грехопадения (библейская история о злосчастном яблоке, съеденном Адамом и Евой). Древний философ-богослов горестно сожалел о такой утрате. Ведь, по его мнению, наслаждение в любви и оргазм - это наказание Господне за первородный грех! Впрочем, сами святые отнюдь не стремились напрочь избегать эротических наваждений при всей их мучительности. Антоний Великий утверждал: «Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение - и никто не обретёт спасения».
С точки зрения науки, половое влечение - эволюционное приспособление, позволяющее биологическому виду выжить. В наши дни лишь невротики, не способные быть счастливыми сами, могут сетовать на то, что мощный гедонистический потенциал и максимально возможное наслаждение неотделимы от любви. Врачи уверены - если бы РПЦ удалось сотворить чудо и верующие научились бы подавлять половой инстинкт, то есть овладели бы «чудесной» способностью выключать сексуальное желание на месяцы и годы, когда размножение не планируется, то это привело бы к необходимости ещё одного чуда. Речь идёт о способности, когда размножение станет, наконец, желательным, включать половой инстинкт снова, но не более чем на пять-десять минут, необходимых для оплодотворения. Между тем, как хорошо известно сексологам, восстановить угасший инстинкт ещё труднее, чем подавить его. То, что долго не функционирует, атрофируется. У биологических видов, живущих во тьме, исчезает зрение, то же происходит и с тем человеком или животным, кто на достаточно долгий срок будет помещён в темноту. Иными словами, если произойдёт такое долгожданное для РПЦ чудо подавления полового инстинкта на годы и месяцы, когда половая близость не компенсируется даже онанизмом и поллюциями, то православный люд попросту вымрет. Его вытеснят с поверхности земли атеисты или приверженцы религий, терпимых к сексу.
Помощь РПЦ была бы уместной в плане борьбы с теперешней губительной модой молодёжи на потребительский секс, оторванный от любви и постоянства, на промискуитет (случайные и беспорядочные половые связи), на повальное увлечение пикапом и свингерством. Надо лишь помнить, что в ходе таких крайне важных проповедей надо бы следить за своим внешним видом - не щеголять роскошными часами, не приезжать к месту выступления в лимузинах и т. д. В противном случае народ будет относится к пропаганде промискуитета и к призывам отказаться от гедонизма крайне недоверчиво.