Оригинал взят у
saint_prostata в
Как мусульмане Америку открылиТурецкий президент порадовал историческим открытием. Оказывается, Колумб обнаружил на Кубе мечеть, о чем оставил дневниковую запись. Поразительная весть основана, по всей видимости, на сообщении доктора Юсуфа Мруе, заявившего в 1996 году, что мореплаватель, проплывая мимо северо-восточного берега Кубы, увидел мечеть на вершине горы, о чем оставил дневниковую запись.
Я попытался представить происхождение бреда. Например, неразборчиво написанное слово могло быть предвзято истолковано, мог ошибиться клерк-переписчик, мог описаться сам Колумб. Наконец, Колумб ведь не защищал диссертацию по традициям исламской архитектуры, интернет на «Санта-Марии» отключили за неуплату и даже дома у него не принимал National Geographic, так что, в распознавании культовых сооружений, он ограничивался личным, весьма небогатым, по современным меркам, визуальным опытом, и любое непривычное сооружение могло казаться ему мечетью.
Вообще, свидетельства очевидцев не всегда достоверны. Четверо моих одноклассников заявляли интимную близость с Леной N. из параллельного класса, что не помешало всем пятерым потерять невинность годами позже.
Усомниться в словах Колумба гораздо проще, чем поверить в наличие на Кубе ислама, одновременно распространенного настолько, чтоб обнаружится в первые же дни, и настолько незаметного, чтобы ни один из многих тысяч переселенцев и путешественников следующих десятилетий не упомянул о нем даже словом. Мечеть на вершине горы необыкновенно сомнительна для места, где туземцы проживали в уютных шалашах с вентилируемыми фасадами (относительно развитые цивилизации существовали на материке, не на островах).
Реальность, как водится, далеко превзошла ожидания. Колумб ни только не видел на Кубе мечети, но и никогда не считал, что видел, и никогда не писал, что видел. Вот запись из упомянутого дневника:
Понедельник, 29 октября. (1492)
Адмирал отметил расположение реки и бухты и дал им имя Сан-Сальвадор, и он говорит, что горы у этой бухты так же красивы и высоки, как «Скала влюбленных» (Реnа de los enamorados - утес в Кордове. - Прим. перев.). И на одной из гор, на вершине, имеется холмик, похожий на красивую мечеть. С южной стороны бухты высятся две округлые горы, а с западо-северо-запада вдается в море красивый и низкий мыс.
(пер. Я. М. Света)
Текст воспроизведен по изданию: Путешествия Христофора Колумба. М. Географгиз. 1956
Remarking on the position of the river and port, to which he gave the name of San Salvador, he describes its mountains as lofty and beautiful, like the Pena de las Enamoradas, and one of them has another little hill on its summit, like a graceful mosque. The other river and port, in which he now was, has two round mountains to the S.W., and a fine low cape running out to the W.S.W
Original Source: Christopher Columbus, "Journal of the First Voyage of Columbus," in Julius E. Olson and Edward Gaylord Bourne, eds., The Northmen, Columbus and Cabot, 985-1503, Original Narratives of Early American History. New York: Charles Scribner's Sons, 1906.
Señala la disposición del río y del puerto que arriba dijo y nombró San Salvador, que tiene sus montañas hermosas y altas como la Peña de los Enamorados, y una de ellas tiene encima otro montecillo a manera de una hermosa mezquita. Este otro río y puerto en que ahora estaba tiene de la parte del Sudeste dos montañas así redondas y de la parte del Oesnoroeste un hermoso cabo llano que sale fuera.
Когда-то, Декарту и Вольтеру казалось: стоит организовать всеобщее обучение грамоте и наладить надежную сеть межбиблиотечного обмена, как невежество исчезнет, держась стилистики, растаяв под яркими лучами Просвещения.
В наше время не надо выписывать из столичной библиотеки свежий справочник с цифрами позапрошлого года, не надо мастерски перечерчивать таблицы и графики в тиши читального зала, каллиграфический почерк и стенография по актуальности сомкнулись с навыками обточки кремниевых наконечников и выбеливания пергаментов. Основной информационный массив теперь на расстоянии нескольких кликов мышкой, что не только ни привело к прогрессу, а, кажется, напротив сопутствует стремительной деградации.
Тут можно подвести теорию являющуюся, надо полагать, частным случаем закона Мерфи. Все дурное, в частности, вши, невежество, крысы и эрдоганы размножаются намного быстрее, чем знание, наука, искусство и декарты (а мать Тереза вообще не размножается).
Эрдоган - политик, следовательно, бессовестен, он популист и, следовательно, бессоветстен бесконечно, но речь не о нем, а о 75-миллионной стране, далеко не самой дикой на свете и, уж точно, несравненно более образованной, чем вольтеровская Франция. Наверняка, множеству турок стыд сводит скулы. И все же, судя по поведению Эрдогана, большинству избирателей радость от выдуманных достижений ислама затмевает несомненную реальность балбеса и балабола в должности президента.
Для иллюстрации большого пути, пройденного Турцией довольно небольшой картинки.
Смышленый хищник слева - отец-основатель современной Турции, первый президент Гази Мустафа Кемаль-паша, более известный как Ататюрк. Справа… нет, это не он разгружал сегодня помидоры на углу Колокольной и Владимирского, это нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
В той же речи Эрдоган сделал еще одно открытие. Наконец-то миру стало известно: в ислам никогда, прям никогда-никогда, не обращали насильно. Ну, и, в завершении, он предложил построить на Кубе мечеть, что само по себе освежает оглушительной глупостью, хотя и теряется на фоне остального.
Единственный фундаментальный вопрос остался Эрдоганом не освещен: кто же все-таки выкопал Черное море?
Впрочем, я догадываюсь…