В эссе известного борца с пошлостью, американского писателя русского происхождения, Владимира Набокова, "Пушкин, или Правда и правдоподобие", написанном в 1937 году - к столетию смерти Пушкина, есть некий персонаж, то ли реально живший, то ли созданный воображением писателя. Этот персонаж - человек, получивший психическое заболевание в виде регрессии самосознания, и Набоков его заболевание описывает так:
"Его безумие, причиной которого, как говорили, было падение с лошади в ранней молодости, выражалось в том, что, полностью опустошив рассудок, оно заполнило его ложной старостью. Мой больной не только считал себя старше, чем он был на самом деле, но ему еще и казалось, что он участвовал в событиях прошлого века. Этот человек, приближающийся к сорокалетию, крепкий и краснолицый, рассказывал мне, с легким покачиванием головы, свойственным мечтательным старикам, как мой дед совсем еще ребенком забирался к нему на колени. Быстрый подсчет, который я мысленно произвел, слушая его, заставил меня дать ему совершенно неправдоподобный возраст. Поистине поразительным было то, что с каждым годом, по мере того как болезнь прогрессировала, он отдалялся во все более глубокое прошлое".
Я думаю, этот персонаж использован автором как пример, живое олицетворение господствующего исторического безумия, свирепствовавшего уже тогда и принявшего крайне острую форму в настоящем. "Зажав в уголке рта папиросу, он в непринужденной манере рассуждал о босых ногах Толстого, серебристой седине почтенного Тургенева, цепях Достоевского и, наконец, добирался до любовных увлечений Пушкина".
Набоков поставил босые ноги Толстого в ряд избитых штампов, сформированных в публичном пространстве применительно к личностям великих русских литераторов.
Происхождение штампа о босых ногах Толстого связано с именем художника Ильи Репина. Личное знакомство Толстого с Репиным состоялось в октябре 1980 года в Москве. За время их тридцатилетнего знакомства Репин неоднократно приезжал в имение Толстого и дважды работал над портретами Толстого в Ясной Поляне: неделю в августе 1887 года и семнадцать дней в июне-июле 1891 года. Всего Репиным было создано 12 портретов Толстого, 25 рисунков, 8 зарисовок членов его семьи и 17 иллюстраций к толстовским произведениям. Кроме того, Репин вылепил три бюста Толстого. Так много в разных видах не изображал Толстого ни один художник. Существенная часть общения между Толстым и Репиным происходила в косвенном виде - через переписку с Владимиром Васильевичем Стасовым, послужившим изначально связующим звеном между ними. Порой отзывы их друг о друге источают патоку и елей.
Именно Репин первым "посмел" изобразить Толстого не совсем одетым, то есть босым:
Илья Ефимович Репин, картина Л.Н.Толстой в лесу (босой), 1901 год. Картина написана по этюду, выполненному Репиным в Ясной Поляне в 1891 году. Место экспозиции: Петербург, Русский музей, Михайловский дворец, зал 34.
Не обрати пристальное внимание на свои босые ноги сам граф-нигилист, так и никто бы не обратил. Стоит пожилой человек босыми ногами в летний день на родной земле...
По словам старшего сына Толстого, Сергея Львовича, "Отец был недоволен тем, что Репин изобразил его босым. Он редко ходил босиком и говорил: "Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон". Странная щепетильность со стороны графа, желавшего слиться с простым народом, ходившим босиком. В 1891 году Илья Репин нашел графа "сильно опростившимся", и вдруг такие аристократические церемонии!
По свидетельству Репина, он видел Толстого босым во время пребывания в Ясной Поляне; об этом художник писал в книге воспоминаний "Далекое близкое":
"По лесной тропинке мы часто ходили вместе купаться версты за две, в их купальню, в небольшой речке c очень холодной водой. Лев Николаевич, выйдя из усадьбы, сейчас же снимал старые, своей работы, туфли, засовывал их за ременный пояс и шел босиком".
Аргументация Толстого, что если Репин никогда не видел его босым, следовательно, не мог его босым изобразить, показывает, что Толстой к тому времени уже потерял связь с творчеством, и доживал свою жизнь памятником самому себе. Ведь сам-то Толстой не видел, как Вронский соблазнил Анну, да и графа Вронского никакого не существовало в мире, но ведь изобразил же! Да так, что люди рассуждают о судьбах героев Толстого, словно о живых людях. Толстого к тому времени покинул гений художника. Высказывания Толстого тех времен об искусстве достойны высказываний большевистских идеологов борьбы с искусством.
"Без панталон" Толстого изобразил художник Наркиз Николаевич Бунин.
Наркиз Бунин, "Рыбная ловля", 1902 год. Место нахождения картины не установлено, по неподтвержденным сведениям, она предположительно находится в частной коллекции в Америке.
В изображении Толстого "без панталон", нет ничего неприличного: человек занят рыбной ловлей и по сюжету картины он мог заходить в воду, вот и снял мешающие панталоны. Такое изображение еще больше приближает Толстого к простому народу - ведь именно этого он так хотел. Простой народ в панталонах в воду не пойдет!
Учитывая число "фанатов" Толстого и их отношение к нему как к неприкосновенному кумиру, "посланнику Бога", поступок Наркиза Николаевича был весьма смелым. Для обожателей Толстого-памятника художественное изображение его "без панталон" - акт вандализма. Выставка картины "Рыбная ловля" сопровождалась публичным скандалом.
Вот как об этом случае писал Сергей Львович Толстой: "Слова отца о том, что его изобразят без панталон, оказались пророчеством. В 1903 г. была выставлена аллегорическая картина художника Н.Бунина, изображавшая Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького и самого И.Е.Репина в виде рыбаков. Эти рыбаки, в одних рубашках, - разумеется, без панталон, - с голыми ногами тащили невод, полный рыбы. [При открытии выставки журналист Любошиц нацарапал ножом на полотне этой картины слово "мерзость". Картина была испорчена, и ему пришлось дорого заплатить за свою надпись.]
Сергей Львович описывал картину по произведенному в его сознании впечатлению, ибо картина вскоре была снята с выставки и увезена художником за границу, где она им была продана. Сознание является источником ложной памяти, и люди помнят не то, что было, а то, что они считают, что было. Во-первых, нет никаких сведений, что кроме узнаваемых Толстого и Репина на картине изображены Чехов и Горький; во-вторых, из перечисленных четверых не все четверо "без панталон"; в-третьих, невод пустой, и только один из рыбаков, который в полном одеянии и в сапогах, держит в руке рыбешку, да из полупустого ведра виднеется что-то рыбье; в четвертых, надпись "мерзость" была написана карандашом, а не нацарапана ножом; в-пятых, никак нельзя сказать, что журналист Семен Любошиц дорого заплатил за свой проступок. Наркиз Николаевич Бунин не требовал наказать вандала, но поскольку акт вандализма был им публично совершен на выставке, то его осудили согласно действовавшим законам.
Газета "Московский листок" 16 (03) апреля 1903 года сообщала:
"2 апреля в камере мирового судьи 2-го участка разбиралось дело по обвинению киевского мещ. Любошица, написавшего на картине художника Бунина слово \"мерзость\". Дело привлекло массу публики, среди которой было немало художников. Самого Любошица на Суде не было. ...
Мировой судья, признав Любошица виновным по ст. 14 и 38 стт. уст. о нак., заочным решением приговорил его к аресту на 6 дней без замены штрафом".
Сохранились мнения о Любошице как о скандальном журналисте, что не удивительно: человек намеренно испортил картину на выставке. Впоследствии, уже при большевиках, он под псевдонимом Семен Любош выпустил книги "Последние Романовы" и "Русский фашист Владимир Пуришкевич". По словам писателя А.Куприна, после происшествия на выставке с картиной Бунина"Взбудораженное общественное мнение сразу обрушилось на него же. Месяца четыре его имя грубо трепали все газеты, от столичных до "Крыжопольского вестника". На целых полгода он приобрел широкую известность, которой, кажется, никто не завидовал".
Относительно персонажей, изображенных на картине Н.Бунина "Рыбная ловля" у писателя А.Куприна было свое мнение - он считал, что с Репиным и Толстым рыбу ловил Короленко.
Судя по некоторым письменным свидетельствам, в то время сам Репин уже считал поступки Толстого "чудачествами". Но, следуя желаниям публики, он творил Толстого-"матерого человечища", творил миф. Миф превращался в пошлость. Репинские образы Толстого тиражировались и стали широко распространяться сразу после их создания: босоногого Толстого можно было увидеть где угодно, даже на шоколаде и флаконах с одеколоном начала XX века:
Шоколад с босоногим Толстым (Государственный музей Л.Н.Толстого)
Флакон одеколона с изображение босого Льва Толстого. (Государственный музей Л.Н.Толстого)
Лично мне представляется сомнительным образ босоногого графа для рекламы шоколада, а уж одеколон с таким образом я не знаю, чем должен пахнуть...
Картина Репина "Толстой на пашне" также сопровождала разные товары и предметы обихода, чашки, перочинные ножи, конфеты,.. По словам Сергея Львовича Толстого, "В этой картине есть недостаток, на который обратил внимание сам Лев Николаевич: не нарисованы вожжи". Репин забыл написать вожжи - они были добавлены потом.
Миф пошел "в народ". "Толстой на пашне" стал поводом к анекдоту: "Толстому докладывают: "Барин, пахать подано". Появились народные песенки, например:
"Жил-был великий писатель
Граф Лев Николаич Толстой,
Не ел он ни рыбы, ни мяса,
Ходил по деревне босой".
Порой газеты того времени писали, что художник Наркиз Бунин изобразил Толстого "без панталон" ради приобретения дешевой популярности, чтобы оскорблением (обнажением) Толстого привлечь внимание к своей персоне. Газеты часто врут, врали и тогда. Именно журналисты подняли нездоровый ажиотаж вокруг картины Наркиза Бунина "Рыбная ловля" и происшествия на выставке. Сам же художник так отвечал о замысле картины в интервью газете "Новости дня" 13 марта 1903 года: "Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого".
Наркиз Николаевич Бунин происходил из потомственных дворян Воронежской губернии. Он был профессиональным военным - служил в лейб-гвардии Егерском полку, и совмещал живопись с военной службой. Ему удавалось достигать успехов в обоих видах деятельности: быть хорошим военным и лучшим рисовальщиком лошадей. Лошади его прекрасны! С 1881 года поступил вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств, в которой проучился до 1887 года.
Армейская служба давала художнику материал для создания батальных картин, хотя бытовые композиции он тоже писал. В академических выставках Бунин начал участвовать с 1885 и получил несколько поощрительных медалей. Он рисовал хорошие акварели и был членом Общества русских акварелистов. Художником был создан альбом рисунков "Русский военный быт". Увы, альбом мне найти не удалось - он стал библиографической редкостью.
В 1891 году ему было присвоено звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств, присуждаемое за особые заслуги перед Академией. Батальные полотна художника имели успех и охотно раскупались в частные коллекции. В разное время заказчиками и покупателями произведений Наркиза Бунина были великие князья Михаил Николаевич ("Лето в Михайловске 1885 года"), Георгий Михайлович ("Привал егерей на манёврах"), Петр Николаевич ("Надвигают") с которыми он был связан службой в лейб-гвардии.
В 1895 году в Париже на французском и русском языках была издана книга "Лошади: конские породы". Авторы книги - доктор Леонид Симонов, "корреспондент-делегат" Государственного коннозаводства, и Иван Мердер, директор канцелярии Главного управления Государственного коннозаводства. Этот труд был посвящен графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову, главному управляющему Государственным коннозаводством, министру императорского двора. (Симонов, Л. Лошади: конские породы / Л. Симонов, И. Мердер. - Париж : Издание доктора Леонида Симонова, 1895. - 308 с. : ил. - с приложением Письма Генерала Барона Фавро-де-Кербрек Главнаго Инспектора ремонтов во Франции., 32 раскрашенные таблицы, исполненные Лемерсье по рисункам Н. Самокиша и Н. Бунина, и в тексте 70 фотогравюр с рисунков Н. Самокиша.)
Книга содержит подробные описания практически всех пород лошадей, существовавших во второй половине XIX века как в России и Западной Европе, так и в Америке и Австралии, начиная с лошади Пржевальского и тарпана. Эту книгу иллюстрировали замечательные русские художники Николай Семенович Самокиш и Наркиз Николаевич Бунин.
Мерин уральской породы, 8 лет. Художник Н.Бунин. Иллюстрация из книги Доктора Л.Симонова "Лошади: конские породы", Париж, 1895 год.
Рубин, мерин донской породы, 8 лет. Художник Н.С.Самокиш. Иллюстрация из книги Доктора Л.Симонова "Лошади: конские породы", Париж, 1895 год.
Бунин в 1901 году вышел в отставку по болезни с пожалованием чина полковника и мундиром.
Наркиз Бунин был весьма плодовитым художником. По причудам большевиков его картины были рассеяны по разным музеям, иногда они атрибутировались как "картина неизвестного художника". Таким примером является вот это полотно:
Эта картина поступила в 1961 году в Донецкий музей из Государственного Эрмитажа как работа неизвестного художника второй половины XIX века и была атрибутирована впоследствии как картина Н.Бунина и датирована 1886 годом на основании обнаруженной при реставрации авторской подписи художника. Под названием Наркиз Николаевич Бунин, "Офицер с собакой", 1886г. картина впервые была опубликована в каталоге музея в 2003 году.
На самом деле, офицер, изображенный Буниным, является великим князем Георгием Михайловичем Романовым. Картина поступила в Эрмитаж в 1930-е годы из Государственного музейного фонда (ГМФ), куда свозились все экспроприированные предметы и произведения искусства. В ГМФ картина поступила из находящегося на Дворцовой набережной Ново-Михайловского дворца (Дворцовая набережная, д.18). До революции дворец принадлежал сыновьям великого князя Михаила Николаевича (1832-1909), Николаю (1859-1919), Георгию (1863-1919) и Сергею (1869-1918). Сергей Михайлович был расстрелян под Алапаевском в 1918 году, а два его брата Николай и Георгий, расстреляны в Петербурге в 1919 году.
А.А.Никитин. Гостиная в Ново-Михайловском дворце, около 1909 года. Фотография из фондов Эрмитажа.
Это фрагмент фотографии гостиной. На правой стене слева в верхнем висит картина Наркиза Бунина, изображающая великого князя Георгия Михайловича со своим сеттером Фельдманом.
Удалось найти еще одну работу Наркиза Бунина с изображением единственной дочери Александра II, великой княжны Марии Александровны, в замужестве герцогини Эдинбургской и герцогини Саксен-Кобург-Готской.
Портрет был выполнен в 1910 году, когда Марии Александровне было 57 лет.
Наркиз Николаевич Бунин умер 29 февраля 1912 года и был похоронен в северной части некрополя-музея Литераторские мостки на Волковом кладбище Петербурга. На его могиле был установлен гранитный крест на постаменте. Нет сведений, что могила его сохранилась.
После его смерти в 1913 году в Петербурге художественная общественность организовала его посмертную выставку.