Словно в подражание Рейкарту

Apr 12, 2020 22:29

Просторы интернета содержат немало занятного. Например, мне попалось вот такое изображение мужчины, "кормящего" куклу.



Об этой фотографии известно, что она была выполнена в период между 1 августа 1864 и 1 августа 1866 года - на это указывает штамп об уплате фотографом налога на доходы. Платье куклы раскрашено вручную в розовое, также слегка розоватыми сделаны щеки мужчины. О фотографе, выполнившем этот снимок, сведений нет.

Поза мужчины, его занятие и положение куклы напомнили мне эрмитажное полотно Давида Рейкарта III (David Ryckaert III) Крестьянка с кошкой:


Эта картина имеет иные названия: "Старуха нянчит кошку" и "Старушка, нянчащаяся с котенком". Считается, что эта работа является одной из пяти аллегорий чувств и символизирует вкус. Мне представляется, что для аллегории эта картина недостаточно нагружена содержимым. На картине нет предметов, указывающих на символику, призванную раскрыть смысл изображенного сюжета. Кроме старухи, которая кормит с ложки кашей замученную кошку, завернутую в одеяло, на картине есть только стол и миска. Мастерами толкования от искусствоведения не приведено никакой аллегорической расшифровки полотна, а ведь если это аллегория, то было бы естественно, если бы она была раскрыта для понимания современного человека.

Подходя к картине не аллегорически, а фактически, трудно современным сознанием постичь замысел художника при написании картины. Не понять, что именно запечатлел художник на этом полотне: безумие или забаву. Эта сценка не выглядит типичной для крестьянского быта вообще и также трудно предположить, что крестьянки Фландрии XVII века часто развлекались кормлением кошек кашкой, завернув их наподобие младенцев. Случай психического расстройства одинокой бездетной крестьянки, перенесшей заботу вместо внуков или детей на кошку, мне представляется более вероятным, но эта забота чаще всего, как мы это видим в современном мире, выражается в разведении и содержании дома множества кошек или кормлении уличных бродячих животных естественным для них способом без придания им формы запеленутого младенца. Кто в детстве своем пробовал запеленать обычную свободолюбивую домашнюю кошку будто безвольную куклу, сделав из нее обездвиженный объект, тот знает, что это почти невозможно сделать.

Современному человеку, как и мне на первый взгляд, может показаться, что фотография мужчины с куклой выполнена в подражание картине Давида Рейкарта III. Это возможно только если фотограф видел картину. Вероятность, что ему довелось видеть Крестьянку с кошкой, не высока.

Картина была написана художником в 1640-х годах, а в Императорский Эрмитаж она попала из столицы Саксонии Дрездена в 1769 году вместе со многими шедеврами, составляющими бесценное достояние современного Эрмитажа. Во второй половине XVIII века Дрезден одним из крупных культурных центров Европы. Правитель Сексонии, курфюрст саксонский и король польский Август III (1733 -1763) владел знаменитой Дрезденской галерей и активно пополнял ее собрание. В частности приобретал для курфюста художественные ценности его первый министр граф Генрих фон Брюль (1700 - 1763).


Портрет графа Генриха фон Брюля. Неизвестный художник, Германия XVIII век.

Обладая значительной властью и доступом к казне, граф приобретал произведения искусства и для курфюста, и для своей личной коллекции. Собрании графа Брюля содержало около 600 картин и обширное собрание рисунков и гравюр - всего 1076. Курфюст Саксонии умер 5 октября 1763 года, а его первый министр скончался тремя неделями позже - 28 октября 1763 года. После смерти фон Брюля наследники получили значительные долги. Его коллекция была выставлена на продажу. Посланник России при саксонском дворе с 1766 года князь Андрей Михайлович Белосельский-Белозерский в своем послании графу Н. И. Панину от 1 марта 1768 года сообщал об этой коллекции. На донесении императрица Екатерина II написала:

"Картины, натуральный кабинет и оружие. Желаю иметь каталог. А также хочется знать оптом ли продадут и что чего будет стоить".

Князь Белосельский купил коллекцию Генриха фон Брюля в июне 1768 года за 180 тысяч голландских гульденов, что в рублях составило 90 тысяч рублей.

Коллекция прибыла в Петербург летом 1769 года. Собрание включало картины Рембрандта, Якоба Рейсдаля, Терборха, Остаде, Мириса, Ваувермана, Нетшера, Рубенса, Тенирса Младшего, де Воса, Ватто, и других мастеров живописи. В числе приобретенных Екатериной II картин были и два полотна Давида Рейкарта, хранящиеся сейчас в государственном Эрмитаже: "Крестьянка с кошкой" и "Старик с собакой".

Полотно из коллекции Брюля кисти Джованни Батиста Тьеполо "Меценат представляет императору Августу свободные искусства", написанное в 1743 году по заказу Франческо Альгаротти в подарок графу Генриху фон Брюлю, в образах императора Августа и Мецената изобрает курфюста Саксонии Августа и Генриха фон Брюля, а на заднем фоне в проеме арки за рекой изображен дрезденский дворец фон Брюля с висячим садом, стоявший на берегу Эльбы.


Джованни Батиста Тьепполо, "Меценат представляет императору Августу свободные искусства".

Итак, с 1769 года картина Рейкарта "Крестьянка с кошкой" находится в Санкт-Петербурге. Чтобы фотокарточка мужчины с куклой была подражанием Рейкарту, фотограф должен был увидеть это полотно, то есть оказаться Петербурге в Императорском Эрмитаже, открытом для публичного посещения в 1852 году. Это маловероятно, но не невозможно. Полотна Рейкарта включены в каталог Императорского Эрмитажа, выпущенный в 1863 году.


Вернусь к фотографии мужчины с куклой. Фотография явно постановочная: кукле мужчина подносит полную ложку с суфле, сбитыми сливками или мороженым, но и сам мужчина, и кукла не вымазаны едой. Впрочем, также чистым остается и одеяло, в которое старушка на картине Рейкарта запеленала бедную кошку...


Как и с картиной Рейкарта, возникает вопрос, какой замысел преследовал фотограф, выполняя такой снимок. Спектр версий изображенного на этом снимке представлен пользователями сети инстаграмм, и на мой взгляд, некоторые версии допускают психическое расстройство либо мужчины, либо авторов версий.
Перечислю их:
1.Ребенок этого человека умер, и он теперь считает, что кукла содержит дух его мертвого ребенка.
2.Фотография была сделана членами семьи, которые издевается над странным братом, который любит эту куклу, принадлежащую его мертвой сестре.
3.Привидение куклы говорит мужчине, что кукла хочет есть.
4.Мужчина демонстрирует, как накормить маленького ребенка.
5.На снимке изображена кукла, с которой нужно обращаться, как с живым существом, чтобы принести удачу и процветание.
6.Шуточная фотография, сделанная для дочери мужчины перед его отъездом в длительное путешествие.
7.Снимок запечатлел человека с психическим заболеванием.

Я склонна предположить, что такой снимок мог служить средством привлечения внимания с рекламной целью. Например, выставленный в витрине фотоателье снимок непременно привлекал бы внимание публики.

Брюль, Екатерина Вторая, живопись, Эрмитаж, фотографии, Рейкарт

Previous post Next post
Up