Если "правду говорить легко и приятно", то как образовался этот бескрайний океан неправды? Неправда плещет мутными волнами, завлекая в свои пучины "образованного" человека эпохи всеобщей информатизации. Я думаю, причина в том, что неправду говорить и знать много легче и гораздо приятнее... Правда основана на фактах, а что может быть скучнее фактов? Только долг и труд...
Общественное сознание нуждается в герое и создает его, потому что так интересно, это внушает надежду на осмысленную и содержательную жизнь. Поэтому, развенчание героя - это акт антиобщественной агрессии, проклятый пушкинским Героем:
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Низкие истины - удел посредственности. Герой, вознесенный на пьедестал возвышающим обманом, - это общественная ценность. Индивидуальность со своим низким поиском правды - это враг общества. Индивидуальность вообще антипод общества. Поэтому общественники, намеренно или нет, путают индивидуализм с эгоизмом - чтобы похлеще его заклеймить. В семантическом истоке своем индивидуализм - это антипод социализма.
Из любви общества к возвышающему обману вытекают многочисленные беды людей, их горе и несчастье, их материальная бедность и духовная нищета. Но это низкая истина, которую оценить может только хладная посредственность. Масса, безумная, страстная, возвышенная, воспламененная инфантильной идеей справедливости, не хочет знать. Она хочет верить!
Как говорил Версилов в романе Достоевского "Подросток":
"Друг мой, дай всегда немного соврать человеку - это невинно. Даже много дай соврать. Во-первых, это покажет твою деликатность, а во-вторых, за это тебе тоже дадут соврать - две огромных выгоды - разом. Надобно любить своего ближнего".
Вот и получается, что неправда - это признак любви к ближнему. Мы купаемся не в луже неправды, мы купаемся в океане любви к ближнему)
Нас научили считать, что декабристы - это святые люди, любившие ближнего. Это были люди чести, богатые и благородные; они замыслили государственный переворот только во имя справедливости для народа. Для себя им ничего не надо было - у них же все было! В детстве простительно поверить в такую сказку, тем более, что на этой сказке стояла вся коммунистическая пропаганда, а для добычи фактов из-под пропагандистских завалов не было никаких средств и возможностей, кроме собственного мыслительного аппарата, возбужденного ядом сомнений.
Прошли годы, коммунистическая пропаганда канула в прошлое, но в широком общественном информационном поле идеи, внушенные этой пропагандой, остались. И даже не просто остались, как осталась архитектура городов, а еще больше умножились. Архитектура пусть стоит, пока не придет в негодность. Вирус ложных сведений реплицирует сведения, созданные коммунистической пропагандой, в геометрической прогрессии.
Казалось бы, обладая широкими информационными возможностями, можно сейчас очистить исторический взгляд от ложных убеждений и вымысла. Но все очень непросто. Коммунистическая мысль возникла раньше 1917 года и никуда не ушла с отменой 6 статьи Конституции СССР. А люди в массе живут сиюминутным, им нет дела до того, что было вчера с ними же, и уж тем более, нет никакого дела до событий 1825 года. Коммунизм не с Марса-Юпитера в Россию прилетел; он вырос на российской почве, а первые всходы французских семян были в 1825 году.
Русский крепостной коммунизм формировал сказки о декабристах одновременно с расследованием дела о государственном перевороте. Эти процессы были параллельными: преступление и наказание порождало героизацию преступников.
Примером такой героизации можно считать изложение дуэли Константина Чернова с Владимиром Новосильцевым разными авторами. Суть конфликта житейская: молодой человек увлекся красивой девушкой и захотел жениться на ней. При этом он поторопился принять решение, просил руки девушки и получил согласие ее родителей, не посоветовавшись с родителями. С молодыми и страстными это бывает, молодому это простительно. Родители невесты согласились, и якобы была объявлена помолвка. Не простительно подобное легкомыслие родителям невесты - людям, понимавшим суть общественной иерархии и знающим свое место в этой иерархии.
Уж, чего-чего, но родители Черновы прекрасно понимали, к какому слою дворянства относятся родители жениха, а к какому они сами. Родители жениха оказались против брака. Ничего особенного. Родители вправе отказать в браке своему сыну и не дать своего благословения на брак - это нормально.
Так, например, мать графа Алексея Константиновича Толстого, графиня Анна Алексеевна была категорически против брака своего сына с Софьей Андреевной Миллер (Бахметьевой), так как считала избранницу сына особой безнравственной. Кстати, графиня Толстая ничуть не ошибалась на этот счет. Граф Толстой не смел жениться, пока не умерла его мать, и ждал этого двенадцать лет.
Не нормально было братьям невесты требовать свадьбы от жениха, родители которого не дают согласия на брак. Неприятно, обидно? Это понятно, но не стреляться же из-за этого!
Существовавшая на то время система регистрации брака требовала соблюдения установленного законом порядка, включавшего согласие родителей жениха и невесты на брак, объявление помолвки, тройное оглашение о предстоящей свадьбе в воскресный или праздничный день при большом собрании прихожан, и прочие церковно-брачные процедуры.
Молодой человек оказался между жерновами: желанием жениться и нежеланием этого брака его родителями. На этой почве людская молва придумала много всяких обидных для стороны невесты и жениха фраз, в частности о пропитанных спесью словах, якобы сказанных матерью жениха об отчестве невесты "Пахомовна". Было это или нет, никто сказать достоверно не может. А если обстоятельство лишено доказательств, то нельзя принять такое обстоятельство за имевший место факт. Родители жениха были вправе отказать сыну в благословении без объяснений, почему они не согласны. Это их воля и право, прописанное в Законах Российской империи того времени.
Вопрос, зачем бедные дворяне Черновы навязывали брак богатому Новосильцеву, угрожая ему дуэлью, в мифе "о чести Черновых" не ставился. Это лишний вопрос! Если Черновы преследовали материальный интерес, то при чем тут честь? Если Новосильцев обесчестил девушку, то почему семья это позволила? Беречь честь и нравственность невесты - это обязанность родителей и родственников, в том числе братьев. Но ведь семья Черновых не утверждала что Новосильцев девушку обесчестил. Кстати, отсрочка в оглашении даты свадьбы, на которую согласились братья Черновы в декабре 1824 года, как раз и имела смысл показать, что брак Новосильцева с Черновой заключается добровольно, а не по воле принуждающих к этому обстоятельств. Поэтому братьям Черновым кипятиться было не резон!
При разборе ситуации становится очевидно, что оскорбление состояло в том, что богатые дворяне из собственной спеси не хотят жениться на бедных дворянских красавицах. Отсюда революционный вывод: в этом обществе все прогнило и надо менять царя на военного диктатора, который "порядок наведет".
Создатель тогда спас Россию, но Россия не вняла Предостережению Свыше и покатилась к своей погибели в 1917 году...
Широко тиражировались убеждения Рылеева, основой которых является пресловутое равенство, выражавшееся в неприязни его к аристократии: "чванство дворянам непростительно", - так писал Рылеев Пушкину. На самом деле, неприязнь Рылеева к аристократии была литературной формой - публичной маской, имиджем, как это стали называть теперь. Разумеется, сам Рылеев не находил ничего плохого в том, чтобы использовать крепостных своей матери для себя и своей семьи и быть дворянином, следовательно аристократом, вне литературной деятельности. Поэтому, равенство для Рылеева - это его равенство с высшими.
Считается, что у отца Рылеева была незаконнорожденная дочь Анна Федоровна Крылова. Точная дата ее рождения неизвестна, но исследователями сообщается, что она была старше Рылеева, Судьба ее сложилась неудачно. Воспитывалась она в пансионе, что означает, что ей были выправлены документы о дворянском происхождении. Анна Крылова считалась воспитанницей Рылеевых. Пансионерки по обычаю обучались музыке, танцам и иностранным языкам. Отец жил с начала 1800 годов в Киеве, где ему достался домик от малороссийского родственника. Там он и умер в 1814 году. По смерти своей он оставил законному наследнику долги и расстроенные дела. Поэтому Анна Крылова оказалась без средств к существованию - бесприданницей, и вынуждена была сама зарабатывать себе на жизнь уроками - служить гувернанткой.
Умерла она от рака в нищете и страданиях 3 декабря 1858 года.
Анна Федоровна проживала с семьей Рылеева в 1823-24 годах, когда у нее завязались любовные отношения с прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка князем Константином Яковлевичем Шаховским. Князь Шаховской, по свидетельству журналиста Александра Ефимовича Измайлова, написал Анне Федоровне Лебедевой около 200 писем. Если принять во внимание сведения, что Анна Федоровна была старше Рылеева, рожденного в 1795 году, то причина страсти князя Шаховского, рожденного в 1802 году, могла быть на 8-10 лет старше своего воздыхателя.
Возможно, и Петр Малютин мог увлечься матерью Рылеева, которая была на 15 лет его старше - это бы объясняло причину дарения Малютиным ей деревни Батово, срочную отдачу малыша-Рылеева в кадетский корпус и разъезд его родителей. Психологи говорят, что ранняя материнская депривация тяжело травмирует детскую психику...
Согласно декабристским преданиям и сказкам, Рылеев перехватил любовное послание Шаховского к Анне и счел честь ее оскорбительно задетой. Поэтому он вызвал Шаховского на дуэль. Дуэль эта описывается даже не комической, а мифически-волшебной. Большинство исследователей сообщают об этой дуэли на основании "достоверного" свидетельства, каким по их мнению являются строки из письма Александра Александровича Бестужева (Марлинского) к Якову Николаевичу Толстому от 3-го марта 1824 года:
"Рылеев десять дней тому назад дрался на дуэли с князем Ш., офицером финляндской гвардии; князь Ш. свел связь с побочною сестрою Рылеева, у него воспитанною, и что всего хуже, осмелился надписывать в ней письма на имя Рылеевой. Сначала он было отказался, но когда Рылеев плюнул ему в лицо - он решился. Стрелялись без барьера. С первого выстрела Рылееву пробило… навылет, но он хотел драться до повалу, - и поверите ли, что на трех шагах оба раза пули встречали пистолет противника. Мы развели их. Теперь он не опасен, и рана его идет очень хорошо".
Бестужеву вторит в своем письме Ивану Ивановичу Дмитриеву от 7 марта 1824 года журналист Александр Измайлов:
"Отважные наши словесники не только бранятся, но и дерутся. Недавно выходил на дуэль издатель Полярной Звезды Рылеев, только не за стихи, а за прозу, и не с литератором, а с подпоручиком Финляндской гвардии князем Шаховским, мальчиком лет 18 или 19, который написал более двухсот писем к побочной его сестре… Князь Шаховской не хотел было выходить на поединок, но Рылеев, с позволения сказать, плюнул ему в рыло, по правой, по другой, пинками… Друзья-свидетели разняли и убедили того и другого драться по форме. Три раза стреляли друг в друга: князь Шаховской остался невредим, а Рылеев, как Ахилл, ранен в пяту. Бедный лежит теперь в постели, жена его, мать, побочная сестра и мать ее также в постели, все больны".
Тут у Измайлова фигурирует "мать побочной сестры" Анны Федоровны Крыловой, упоминания о которой мне до этого больше нигде не встречалось.
Кто может быть источником сведений о дуэли, как не секундант или участник поединка? Я думаю, это Бестужев, так как секундант Шаховского знал бы, что князю уже было не 18 и не 19 лет, а 22 года.
В декабристских сказаниях, Рылеев выглядит как представитель "дворянского авангарда". Читаю: "Дуэльные начинания Рылеева, в которые он бросался с пылкостью революционного трибуна и сосредоточенностью политического тактика, как правило, заканчивались сокрушительно". Да, и кого же он сокрушил? Далее: "Вытеснение дворянского авангарда, наступление новой знати - чванной, продажной, радевшей о выгодах самодержца и собственных, но не о России, - все это ощущалось им <Рылеевым>с остротой ему лично нанесенного оскорбления". И там же: "Рылеев реализовал свои дуэльные установки со всем напором темперамента. А темперамент у него - особенно в дуэльных делах - был расчетливо-вулканический". (Я.Гордин "Дуэли и дуэлянты: панорама столичной жизни")
Автор не приводит источники, сформировавшие такое мнение о Рылееве, но возможно, это мнение проистекает из фразы Бестужева "Теперь он <Рылеев >не опасен...", которую можно понять двояко: что его здоровье вне опасности и что Рылеева можно отпустить и он теперь не представляет опасности для окружающих.
Фактически Рылеев не принадлежал к древнему честному дворянству - он был плохой военный, и принадлежал к той самой "новой знати, чванной и продажной". Такой когорты "древнего честного дворянства" в принципе никогда не существовало. Были люди честные, но их в любой власти всегда абсолютное меньшинство. В делах Рылеев был, как все: расчетливым и нечестным, если можно было нечестность сделать тайно. Кроме двух дуэлей: его с Шаховским и Чернова с Новосильцевым, есть еще упоминания о воображаемой дуэли Рылеева с Пушкиным, но мало ли что может вообразить воображение! Поэтому считать его большим практиком дуэлей нет никаких оснований. Точно так же в советской историографии завзятым дуэлянтом считается Лермонтов, участвовавший только в двух дуэлях, одна из которых была для него последней и в которой он даже к барьеру не вышел, что считается трусостью. Но Лермонтов же написал Печорина, а Печорин был дуэлянтом!
Примерять на себя роль рьяного дуэлянта Рылеев начал в 1824 году с дуэли с Шаховским, якобы оскорбившим честь Рылеева письмами к Анне. Кстати, Бестужев и тут воображает: Анна Федоровна не была воспитана Рылеевым - она воспитанница его родителей. Сам же Рылеев воспитывался в кадетском корпусе, а потом был направлен в действующую армию, откуда вернулся в Петербург в возрасте 24 лет.
Оскорбление Рылеева состояло не в том, что Шаховской писал к "зрелой деве, наскучившей своим девством" (характеристика журналиста А.Е.Измайлова) любовные письма, а в том, что письма эти он посмел подписывать "Анне Федоровне Рылеевой", тогда как Анна Федоровна была Крылова - она же незаконнорожденная! Рылеев оскорбился за родовую фамилию, а не за единокровную сестру. Это ли не проявление дворянской спеси, против которой так выспренно и литературно выступал Рылеев!?
Шаховской отказался от дуэли. Но Рылеев его заставил принять вызов. По правилам дуэлей, секундантами должны были быть выработаны условия, на которых устраивается поединок. Нет имени секунданта князя Шаховского, не известны условия самого поединка и те, которые бы устанавливали предел, что поединок состоялся.
Александр Александрович Бестужев - близкий друг и соратник Рылеева. Бестужев публиковался под псевдонимом Марлинский. Он описывает феерическое событие, и никто из тех, кто имеет представление о возможностях дуэльного пистолета наносить физический ущерб предметам и телам при попадании в них пули, не сможет поверить описываемому им событию, изложенному в письме. Дуэльный пистолет - страшное оружие, а расстояние в три шага не дает шансов остаться невредимыми обоим противникам. Бестужевым представлен такой мюнхаузенский рассказ, имеющий целью показать Рылеева яростным в своей страсти поборником чести. Иначе я эту сказку оценить никак не могу.
Представим три шага без барьера. Шаховской пустил кровь Рылееву, попав в пятку (или куда?, но пишут, что в пятку) навылет! Практический вопрос. Что такое пятка и как при стрельбе в лицо можно попасть в пятку навылет пулей диаметром 10-15 мм? Тело при попадании в него пули испытывает гидроудар и пуля не оставляет ровную дырочку, как это происходит при попадании пули в твердые тела - она рвет ткани, окружающие входное отверстие. Порох был черным - то есть импульс слабее, чем при стрельбе бездымным порохом. Это делает рану более рваной. Попади пуля в пятку, Рылеев бы упал и весь далее описанный цирк с последующими попаданиями пуль в пистолеты противников не состоялся бы. Для описанных Бестужевым сказочных событий должна была быть произведена тройная замена пистолетов, потому что при попадании в них пуль пистолеты становились бы негодными для дальнейшей стрельбы. Рылеев предстает прямо-таки как сущий Черный рыцарь из Монти Пайтона, которого сколько ни убивай, он все говорит "ничья!" и хочет стреляться до смерти!
Однако, если князь Шаховской попал в Рылеева, а Рылеев с трех шагов не попал, то какой же плохой был стрелок Рылеев!
По оценке литературных трудов Бестужева словарем Брокгауза и Ефрона, произведения его характеризуются так: "Совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и её требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически-изящных «высших натур» - князей Лидиных, Греминых, Звездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, - людей, «чело» которых отмечено особой печатью сильной страсти".
Что же, это объясняет написанное Бестужевым о дуэли, которая выглядит в его изложении нереальной, вымышленной, а фраза "и поверите ли, что на трех шагах оба раза пули встречали пистолет противника" призывает как раз не верить. Получается, что если дуэль и состоялась, то это была дуэль бутафорская, ненастоящая - с игрушечными зарядами пороха, способными донести пулю на расстоянии трех шагов только до пятки Рылеева.
Но зато каков пафос, какое геройство, сколько слов о защите дворянской чести Рылеевым написано было на основании этого письма Бестужева! А как быть с пренебрежением Рылеева к аристократии? А никак, не было этого пренебрежения в жизни Рылеева - это был вымышленный литературный образ. Было непомерное тщеславие и ущемление от собственной бедности и несостоятельности.
Вопрос, которого не касаются никто из исследователей жизни Рылеева: почему после двух дуэлей, в которых Рылеев сначала был участником поединка с князем Шаховским, затем секундантом громкого поединка со смертью Чернова и Новосильцева, Рылеев не был привлечен к делу и наказан? Ведь дуэли были запрещены!
Место захоронения казненных в июле 1826 года государственных преступников Пестеля, Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина осталось неизвестным. После казни предполагали, а некоторые свидетели даже указывали, что тела казненных захоронили на острове Голодай. Название острова произошло от фамилии врача-англичанина Томаса Холлидея, купившего в 18 веке этот остров и построившего на нем фабрику. Холлидэй в народном сознании трансформировался в Голодай - народ у нас творческий, но любит простые и понятные ему слова. Простота - сестра гениальности; а слово "голодай" куда как понятнее слова "холлидэй".
А когда победил солдат, вооруженный пролетариатом, то остров Голодай в ознаменование столетней годовщины казни декабристов в 1926 году был переименован в остров Декабристов.
Хотя на острове было выбрано место, где поставили гранитный обелиск, пытливые умы не успокоились на этом и продолжили умозрительно подыскивать новое место захоронения декабристов. Это как с мощами святых: множество святилищ имеют череп Иоанна-Крестителя в двенадцатилетнем возрасте...
Предки отца Рылеева были из Галичского уезда Костромской губернии села Ахлебинино. Федор Андреевич не передал сыну своему Кондратию Рылееву имения в Ахлебинино, но последний владелец с фамилией Рылеев тут владел землей в 1816 году.
Представители рода Рылеевых жили и живут в Костромской губернии. Жена одного из них, морского офицера Александра Рылеева, Екатерина Ивановна очень любила карточную игру. Однажды в 1867 году она выиграла у губернского секретаря Николая Николаевича Патракеева крупную сумму денег. Не имея нужной суммы, чтобы рассчитаться с долгом, Патракеев в расчет предложил Екатерине Ивановне его имение - долю в селе Угольском, расположенном в Кинешемском уезде Костромской губернии недалеко от поместья Щелыково, владельцем которого в то время был драматург Александр Николаевич Островский. Когда-то села Щелыково и Угольское принадлежали Ф.М.Кутузову, но разделились между его наследниками. Сам Кутузов получил эти владения в приданое за своей женой, дочерью князя Козловского. Угольское включало в себя деревни Родово, Боброво, Рыжевка, Агишево, Подлужье, Порныш, Бужерово, Ефимово.
Екатерина Ивановна Рылеева согласилась принять расчет натурой по карточному долгу Патракеева, и в феврале 1968 года она стала собственницей части села Угольского. В Угольском был двухэтажный деревянный дом, 1139 десятин земли и леса и картонно-бумажная фабрика.
Сын Рылеевых, Николай Александрович, служил гвардейцем в кирасирском полку, и выйдя в отставку, поселился в Угольском. В 1875 году он был избран Кинешемским уездным предводителем дворянства. Екатерина Ивановна Рылеева, уже вдова, продала 9 февраля 1878 года свою долю в Угольском второй гильдии купеческими сыновьями Фёдору и Александру Никитичам Витовым:
"Продано со всеми лесами, водами, всякого рода угодьями по планам и межевым книгам к поименованным дачам принадлежащими, а также со всеми усадебными строениями в с. Угольском, заключающимися в двухэтажном на каменном фундаменте доме, двух деревянных флигелях (и при них кухни и погребе, людской избе, скотном
дворе, конюшне, амбаре и сарае), мукомольною на речке Куекша мельницей «о двух поставах» и при ней маслобойкой, с имеющимися при них деревянным кожухом, амбаром и избою и оставшимися от бывшей писчебумажной и картонной фабрики на реке Сендеге строениями - каменной сушилкой, двухэтажной деревянной жилой избой, двумя рабочими избами с кладовыми и деревянным сараем"
Николай Александрович Рылеев в 1883 году на уездном земском съезде был обвинен в фальсификации результатов выборов, против него было возбуждено дело, и он был смещен с должности уездного предводителя дворянства. Он купил в Костроме дом по улице Ильинке и жил в нем до смерти в 1898 году.
Семья фабрикантов Витовых владела Угольским до 1917 года... дальше было известно что.
Патракеев, проигравший принадлежавшую ему часть Угольского Екатерине Рылеевой, был женат на дочери Федора Михайловича Кутузова Любови Федоровне. На другой дочери Кутузова Александре Федоровне был женат Григорий Васильевич Сабанеев - им принадлежала другая часть Угольского. Фамилии обеих семей оканчиваются на "-еев", как и фамилия Рылеев. Обе семьи хоронили своих покойников на одном кладбище в Угольском. На кладбище у церкви кто-то обнаружил надгробие, сохранившее окончание фамилии "...еев". Это послужило поводом к преданию, что именно в Угольском был захоронен декабрист Кондратий Федорович Рылеев. Почему в Угольском? Народная молва создала миф, что Угольским когда-то владел декабрист Рылеев, а поскольку он "народ любил и пострадал за народ", то и крепостные "любили своего барина". Не могли не любить!
Кстати, к вопросу о "любви крестьян к барину". Ставший владельцем соседнего с Угольским Щелыкова уже после отмены крепостного права драматург Островский был уверен, что "крестьяне его любят", и когда они устроили поджог его усадьбы, был страшно обижен, говорят даже так расстроился, что не перенес этого и умер... Любовь - вещь трагическая!
Молва гласила, что кроме Угольского на реке Мере была в старые времен деревня Рылеевка, которая по личному указанию императора Николая I была переименована в деревню Рыжевку. Местные крепостные крестьяне, "любившие своего барина", снарядили специальную команду, чтобы после казни в Петербурге выкрасть тело Рылеева, перевезти в Угольское и там похоронить на родном кладбище. Экспедиция крестьян удалась и тело декабриста предали родной земле. Эта легенда бытовала в Угольском и в окрестных селах не только среди крестьян: внучка драматурга А.Н. Островского, Мария Михайловна Шателен, тоже верила, что так было.
Будучи уверенным, что найденное на кладбище надгробье с чуть сохранившимися буквами фамилии "...еев" подтверждает возможность захоронения декабриста в Угольском, секретарь Островского райкома КПСС, желая сделать научное историческое открытие, дал указание произвести эксгумацию захоронения. Эксгумацию произвели, достали гроб с бренными останками покойника, включая истлевшую ткань одежды, скелет и волосы. Истлевшая материя была принята за арестантскую одежду, в которую Рылеева одели перед казнью и в которой он был похоронен. Образцы ткани были направлены на экспертизу, и увы, экспертиза не подтвердила, что это фрагменты арестантского халата Рылеева.
В этом предании есть два этапа.
Первый основан на фамилии новых владельцев Угольского - Рылеевы. Был ли выигрыш в карты имения, доказать невозможно. Считается, что Патракеев действительно был игроком, все проиграл и разорился. Действительно, по документам владелицей Угольского стала Екатерина Ивановна Рылеева. Разумеется, в документах не указано, что Патракеев таким образом рассчитался с ней за свой карточный долг. В купчей сказано, что имение куплено Рылевой у Патракеева с торгов. Сын Екатерины Ивановны - Рылеев стал Кинешемским уездным предводителем дворянства. В массовом сознании возникла убежденность, что Рылеевы - кинешемские дворяне, следовательно герой-декабрист тоже кинешемский. Достроить интересную историю про захоронение Рылеева крестьянами в Угольском осталось простым делом, тем более, что тайны связанные со смертью, всегда интереснее тайн, связанных с жизнью. Громкая смерть всегда повышает ценность человека в глазах общества!
На втором этапе история получила развитие в коммунистический период. В действительности установить, было ли указание секретаря Островского райкома КПСС об эксгумации, вряд ли возможно. Но то, что такое было возможно, это факт.
Оба этапа характеризуют отношение "глубинного народа" к власти, и это отношение всегда имеет форму оппозиции. Отсюда любой, наказанный властью, всегда найдет поддержку народа. А власть, любая, всегда народу вредит. В это народ верит на уровне чувства. Если "правду говорить легко и приятно", то верить и надеяться куда как приятнее и легче, чем искать ответы на вопросы и знать. Да и можно ли знать достоверно то, что происходило с другими людьми почти 200 лет назад?.. Это невозможно.
Исчезающее местное население продолжает считать, что Угольское - вотчина казненного злым царем декабриста, хорошего барина, которого любили крестьяне. Об этом и экскурсоводы рассказывают, только никто уже не помнит, кто такие были эти декабристы и чего они хотели. Главное ведь, что человек был хороший и его все любили...