Краткая вечность

Jun 02, 2024 19:03


Несколько фотографических эпизодов из жизни одного старого дома, которого давно уже нет на свете.

За Нарвской заставой в Петербурге, на Петергофском шоссе, неподалёку от Путиловского завода, в начале XX века стоял деревянный двухэтажный дом, в котором жили рабочие завода.

По Петергофскому шоссе этот дом имел № 21, а Путиловский завод -  № 67 по тому же шоссе.





Фрагмент плана Петербурга, 1913 год. Красной стрелкой на Петергофском шоссе показано направление от дома № 21 (приблизительное место отмечено звёздочкой и поставлен номер - после дороги на деревню Волынкину) к Путиловскому заводу.

В одной из квартир дома собирались революционеры-большевики. На этих собраниях более грамотные и политически подкованные товарищи делали доклады и обучали политике тех, кто еще не совсем встал на путь революционного развития. Эти собрания называли революционными кружками.



Неизвестный фотограф. Дом на Петергофском шоссе в Петербурге, где в 1905 году проходили заседания большевистских кружков.

В социал-демократических кружках большевики готовили насильственное свержение правящей в России династии Романовых - революцию. Они говорили о социальной справедливости и равноправии, которые надо обязательно установить в России для достижения всеобщего благоденствия.

Революция начиналась демонстрациями, бунтами, восстаниями и провокациями в 1905-ом году.



Фотограф А.С. Рахмилович. Стачка на Путиловском заводе.

Стачка - это коллективное прекращение работы с целью диктовать условия владельцу производства.

Большевиками руководил Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Его целью был революционный захват власти в России. Естественно, что люди, находившиеся у власти, эту власть революционерам отдавать не хотели. Представители власти уговаривали революционеров, призывали их жить нормальной человеческой жизнью, но это практически не помогало. Революционеров арестовывали, террористов казнили, рецидивистов ссылали в Сибирь. Это тоже слабо действовало.

Революционеры не гнушались терроризмом и занимались всемерным подрывом и разрушением основ российского общества. Кроме стачек они готовы были устроить и вооружённое восстание.

Волна революционных беспорядков достигла широкого размаха в 1905-1906-х годах. У представителей власти сил и возможностей для подавления бунтов было больше, и революционеры вынуждены были скрываться, прятаться и уезжать за границу, чтобы там готовить свержение власти.

В доме № 21 по Петергофскому шоссе в 1905-1906-х годах Ленин прятался от ареста.



Фотограф А.С. Рахмилович. Дом № 21 по улице Стачек, бывшему Петергофскому шоссе, где в квартире № 10 у путиловских рабочих скрывался В. И. Ленин в 1905-1906 годах.

Когда всё же революцию удалось устроить и в 1917-ом году пришли к власти большевики, то они повсеместно стали создавать музеи революционной славы, а символы прежней царской власти уничтожались.



Неизвестный фотограф. Решётка сада Зимнего дворца с завешанными чёрной тканью символами императорской власти: вензелями и двуглавыми орлами. Март 1917 года. Какой-то «Чёрный плащ».

На рубеже 1920-х годов Петергофское шоссе было переименовано в улицу Стачек - ведь стачками пролетарии боролись за свои права и готовили революцию.

Имя Ленина после прихода к власти большевиков было сакрализовано. Всё связанное с революцией было провозглашено святым в новом социалистическом государстве. Когда говорят, что большевики уничтожали религию, то это не соответствует действительности. Большевики насаждали свою религию - религию революции, и связанные с этой новой религией события, люди и вещи становились предметами нового религиозного культа.

Почти напротив дома, приютившего в 1905-1906-х годах Ленина, 1 мая 1920-го года был разбит Сад Девятого Января - парк культуры и отдыха (сейчас адрес проспект Стачек, № 22), первый парк, созданный в Петербурге при советской власти. Место его на плане выше между Химическим переулком и Петергофской улицей.



Увеличенный фрагмент.

Дом № 21 на бывшем Петергофском шоссе вошёл в историю революции. В 1933-ем году был издан альбом под названием «Ленин в Петербурге», где фотограф Абрам Семёнович Рахмилович в числе прочих многочисленных фотографий мест, связанных с пребыванием в городе на Неве вождя пролетариата, разместил и фотографию этого дома. Правда, фамилия хозяев квартиры 10, где Ленин скрывался от агентов царской охранки, так и осталась неизвестной.



Неизвестный фотограф. 1930 год. Ул. Стачек (бывшее Петергофское шоссе), дом № 21, где занимали квартиру (№ 10) путиловские рабочие, у которых в 1905-1906 годах скрывался В. И. Ленин.

Из немалого числа фотографий, связанных с пребыванием Ленина в Петербурге, этот дом привлёк моё внимание совершенно бесстыдными надписями «ГРОБЫ, гробы, гробы...».



Увеличенный фрагмент.

Эта замечательная фотография при увеличении даёт возможность даже разглядеть фамилию композитора И. Глазунова на афише. А над входной дверью в магазин гробов, из которого выглядывает то ли владелец, то ли приказчик, то ли удачливый заказчик добротного гроба, чуть выше надписи ГРОБЫ висит рекламная надпись, которую не получается прочитать всю, но в которой ясно прочитывается слово «вечность».



Фотограф В.П. Харинов. Дом № 21 по Петергофскому шоссе, где в квартире № 10 у путиловских рабочих скрывался В. И. Ленин в 1905-1906 годах. 1930-е годы.

Не знаю, обманывал ли гробовщик, рекламируя вечность, но магазин гробов оказался не вечным - он исчез из революционного дома. Осталась возле него булочная с выросшей очередью за хлебом. Хлеб - это вечная ценность. Впрочем, гробы - тоже.



Фотограф Л.Г. Андреевский. Вид с улицы Стачек на жилой дом № 29.

Обветшавшие и непригодные для жилья старые дома на улице Стачек в конце 1920-х-1930-е годы сносились. На их месте возводились новые дома в стиле конструктивизма - современного революционного архитектурного стиля.

Улица Стачек в довоенное время активно застраивалась, но рядом в новыми домами всё еще в изобилии оставались старые и ветхие.



Неизвестный фотограф. Вид на улицу Стачек в 1930-е годы. Перед новыми домами слева видно зеркало пруда в Саду Девятого Января.

Дом № 21 по улице Стачек ветшал и разрушался. Окна утрачивали свои стёкла, задние становилось непригодным для жилья, время делало своё дело. Отживший своё дом был предназначен на снос.



Строительство новой жизни было прервано Великой Отечественной войной. История не сохранила сведений о том, как и когда окончил свою жизнь дом № 21 по улице Стачек. Но такие дома помогали в блокадном Ленинграде пережить зиму - их разбирали на дрова.



Неизвестный фотограф. Сломка деревянного дома на дрова на улице Стачек Кировского района Ленинграда в 1942 году.

После войны улица Стачек стала проспектом. На месте дома № 21 новый жилой дом был построен в 1952-ом году, а до этого там оставался пустырь.



Неизвестный фотограф. Вид на проспект Стачек у Сада Девятого Января. 1948 год.

Сад Девятого Января был увеличен почти в полтора раза. Само создание этого парка было актом увековечивания памяти жертв революции - жертв расстрела демонстрации рабочих Путиловского завода 9 января 1905-го года. Как известно, этот расстрел стал результатом революционно-либеральной провокации. Один из её организаторов, А. И. Матюшенский, впоследствии писал:

«Я толкал женщин и детей на бойню, чтобы вернее достигнуть намеченной цели. Я думал: избиение взрослых мужчин, может быть, еще перенесут, простят, но женщин, расстрел матерей с грудными младенцами на руках! Нет, этого не простят, не могут простить».

Интересен этот парк тем, что его ограды были выполнены из сохранившихся после вандального разрушения фрагментов решёток ограды императорского сада, устроенного вокруг Зимнего дворца в начале XX века.



Неизвестный фотограф. Вид на ограду сада возле Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади. Около 1913 года.

Журнал «Зодчий» в 1900-ом году писал об этой решётке: «Вся решётка, до мельчайших деталей, выкована исключительно от руки, из лучшего шведского железа; при этой работе не употреблялось ни штампов, ни прессов, ни паровых молотов и т. п. Листья выкованы из мягкой листовой стали, толщиною в ¼ дюйма, а цветы - каждый из одной штуки мягкого железа; государственные гербы и вензеля вычеканены из мягкой стали в 2½ миллиметра».

Решётка была выполнена по чертежам архитектора Романа Фёдоровича (Роберта-Фридриха) Мельцера в мастерской Ф-А. Энгельсона, который для выполнения этого заказа оставил свою художественно-слесарную мастерскую в Риге и переехал в Петербург, где устроил новую мастерскую на Петербургской стороне в доме № 4 по Пудожской улице. В мастерской над изготовлением решётки работало 200 мастеров.

Идеология вынуждает распространять ложь. Когда в 1925-ом году решётку перенесли на улицу Стачек для ограждения ею Сада Девятого Января, то её описание сопровождалось (и сопровождается сейчас) легендой, что она была создана рабочими на Путиловском заводе. Энгельсон - это почти Энгельс, но не совсем, вернее, даже совсем не Энгельс. Энгельсон - для марксисткой идеологии элемент классово чуждый, а путиловские рабочие - её гегемон.



Фотограф Л.Г. Андреевский. Решётка ограды и ворота Сада памяти жертв расстрела 1905 года (Сад Девятого Января) на улице Стачек. 1826 год.

Из проёмов решётки были выломаны императорские вензеля и двуглавые орлы, и эти зияющие дыры производили нелепое впечатление - как надпись «ГРОБЫ» на фасаде дома № 21 по улице Стачек.

На месте дома № 21 новый жилой дом был построен уже после войны, в 1952-ом году, а до этого там оставался пустырь.

*     *     *

Фотограф Абрам Семёнович Рахмилович, автор фотографий для альбома «Ленин в Петербурге», умер в 1943-ем году в блокадном Ленинграде от голода.

революция, старый Петербург, Мельцер, Рахмилович, Ленинград, большевизм

Previous post Next post
Up