Мемориал "русского Гамлета"

Apr 21, 2024 20:25


Как и Мраморный дворец, имение в Гатчине было подарком императрицы Екатерины II графу Григорию Орлову, приведшему её к власти и бывшему отцом её сына -  Алексея Бобринского. Для этого в 1765-ом году императрица выкупила Гатчинскую мызу у князя Бориса Куракина.

В 1766-ом выписанный из Италии архитектор Антонио Ринальди приступил в Гатчине к созданию первого и единственного замка (Ил. 01) в окрестностях Петербурга. Дворец сочетал в себе стиль английского замка и дух русской усадьбы.



01.Чертежи фасадов Гатчинского дворца, снятые по указу императрицы Екатерины II для Римского императора Иосифа II, бывшего гостем в этом дворце.

Дворец состоял из трёх взаимосвязанных частей. В центре находился трехэтажный корпус, ограниченный по бокам пятигранными башнями, на одном из которых были помещены часы, а на другой - громоотвод. Центральный корпус соединён со служебными корпусами, или каре, Кухонным и Конюшенным, полуциркульными галереями. Каждый служебный корпус имел свой внутренний двор и восьмиугольные башни.

Григорий Орлов умер в 1783-ем году, императрица выкупила у его наследников дворец и подарила своему сыну - великому князю Павлу Петровичу, будущему императору. В историографии и литературе великого князя Павла окрестили «русским Гамлетом» по аналогии с датским принцем, отец (Пётр III) которого был убит любовником (Григорием Орловым) его матери (императрицы Екатерины II).



После воцарения Павла I по его указу архитектор Винченцо Бренна внёс некоторые изменения в архитектуру Гатчинского дворца. Он перестроил служебные корпуса (каре), надстроив их вторым этажом, Конюшенное каре было оборудовано жилыми покоями для императора и стало называться Арсенальным. Придворцовая площадь была превращена в плац и обнесена бастионными стенами (Ил. 02).



02. Неизвестный фотограф. Вид Гатчинского дворца с аэроплана. 1936 год.

Но в 1801-ом году император Павел I был убит в Михайловском замке Петербурга. По его завещанию Гатчина и дворец перешли к его вдове, императрице Марии Фёдоровне, которая владела ими до своей смерти 24 октября 1824-го года. Они были завещаны императору Николаю I.

Николай I определил дальнейший порядок наследования Гатчины и дворца своим указом от 28 декабря 1828-го года «Вотчина сия от Нас переходит старшему Нашему Сыну и Наследнику Престола», и только в случае «пресечения мужеского Его поколения, в наследство Гатчинской вотчины вступает другой Наш Сын Великий Князь Константин Николаевич». Тем самым император определил владение Гатчиной правящим монархом.



03. Лори. Вид Гатчинского дворца со стороны парка. 1805 год. Раскрашенная гравюра. Размеры 52,5 х 76 см. В собрании ГЭ.

Император Николай I бережно относился к прошлому. Ему было близко желание матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, создать в Гатчинском дворце своего рода мемориал Павла I в его личных комнатах.

Комплекс личных апартаментов императора Павла I включал в себя собственно жилые покои - Туалетную, Овальный и Башенный кабинеты, также комнаты для «малых приемов» - Нижнюю Кавалерскую, Нижнюю тронную, рабочие помещения для ежедневных занятий - Секретарскую, Комнату дежурного офицера, Знаменную и Кордегардию.



04. Неизвестный художник. Вид на Гатчинский дворец со стороны озера. 1810-е годы. Бумага, гуашь. В собрании ГЭ.

Идея устроить мемориал была поддержана Николаем I, и в дальнейшем эти комнаты не только содержались в неизменном виде, но и пополнялись вещами и предметами, принадлежавшими Павлу I и его супруге, императрице Марии Фёдоровне.

Обстановка комнат оставалась в том виде, каковой она была осенью 1800-го года, когда Павел I был в Гатчине в последний раз.

Нашему взору может быть представлено только более позднее убранство личных покоев императора Павла Петровича. По заказу его внука, императора Александра II, художником Эдуардом Петровичем Гау были созданы шесть акварелей с видами личных комнат Павла I: Нижней тронной (Ил. 05), Кавалерской, Овального кабинета (Ил. 10), Башенного кабинета (Ил. 12), Туалетной (Ил.14) и Проходной в нижних комнатах Павла I.

Кроме этих шести художник создал еще 53 акварели (всего 59) с видами Гатчинского дворца. Важность этого императорского заказа и значение созданных художником Гау видов невозможно переоценить. Если бы их не было, мы навсегда утратили бы этот пласт российской истории.



05. Э.П. Гау. Нижняя тронная императора Павла I. 1877 год. Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 41,5 х 28,7 см. В собрании ГМЗ «Гатчина».

В нижней части стены комнат были отделаны дубовыми панелями. Стены и потолки украшали росписи с геометрическими и растительными орнаментами. Общее убранство этих интерьеров демонстрирует нам личный вкус и интересы Павла I.

Первое, на что обращаешь внимание при взгляде на Нижнюю тронную комнату Павла I - это то, что тронное кресло в ней было установлено возле большого портрета Петра I. Известно, что Павел I с огромным уважением относился к личности Петра.



06. Неизвестный фотограф. Интерьер Нижней тронной Павла I. 1930-е годы.

Этот портрет Петра I работы французского художника Франсуа Жувене, написанный в 1717-ом году, возможно, в России, поступил в Гатчинский дворец из собрания архитектора Винченцо Бренны около 1796-го года. Он находился там до Великой Отечественной войны. С 1945-го года его вместе с другими предметами коллекции из Гатчинского дворца отдали в Павловский дворец, где он сейчас и находится.

Стены Нижней тронной были украшены пейзажами венецианских художников и портретами государственных деятелей XVIII века. На подзеркальном столике между вазами стоял гипсовый бюст короля Генриха IV Наваррского. Любопытно, что портреты Генриха Наваррского встречались в личных комнатах Павла чаще, чем чьи бы то ни было - 6 раз. Это были скульптурные, тканые, живописные, гравированные портреты. При этом изображений прусского монарха в личных покоях Павла I не было.



07. Фотограф К.К. Кубеш. Нижняя тронная Павла I. Август 1924 года.

На фотографии, выполненной фотографом Карлом Карловичем Кубешем (Ил. 07) показан другой ракурс вида Нижней тронной Павла I, нежели на акварели Э.П. Гау. Подзеркальный столик находится слева, на нём стоят вазы и между ними - гипсовый бюст Генриха Наваррского, принадлежавший когда-то императору Павлу I.

Дополняющие виды комнат на акварелях Гау исторические описания подтверждают, что личные помещения императора Павла были оформлены скромнее, чем парадные, размещавшиеся в бельэтаже, и несли отпечаток его личности.

Для сравнения приведу вид Верхней тронной Павла I (Ил. 08). Эта комната имеет чисто официальный характер.



08. Э.П. Гау. Верхняя тронная императора Павла I. 1878 год. Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 42,8 х 29,5 см. В собрании
ГМЗ «Гатчина».

Верхнюю тронную комнату императора Павла I в бельэтаже украшали гобелены, вытканные во Франции на Королевской мануфактуре гобеленов. Это были подарки короля Людовика XVI великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.

В бельэтаже располагалась и Тронная императрицы Марии Фёдоровны.



09. Э.П. Гау. Тронная императрицы Марии Федоровны. 1877 год.
Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 54,5 x 64,5 см. В собрании ГМЗ «Гатчина».

В Тронной императрицы Марии Федоровны (Ил. 09)стены были плотно покрыты картинами. Эта замечательная коллекция включала в себя работы известных европейских художников: Жана-Франсуа Милле, Николаса Берхема, Джованни Франческо Романелли, Дэвида Тенирса, Помпео Джироламо Батони и других.

В Гатчинском дворце была «преизрядная живописная коллекция» - 419 картин.

Мемориал личных вещей Павла Петровича был создан в Овальном кабинете дворца.



10. Э.П. Гау. Овальный кабинет императора Павла I. 1877 год. Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 31,5 х 35 см. В собрании ГМЗ «Гатчина».

Сюда были добавлены его вещи из Михайловского замка, в том числе, любимые картины, походная кровать императора, его одежда, мундир, ботфорты, шпага, трость, медальон с портретом Павла I, ширма, его тетради. Эти вещи Павла были завещаны вдовствующей императрицей Марией Федоровной великому князю Константину Павловичу, и после его смерти в 1833 году были перевезены в Гатчину.

Позднее из Таврического дворца перевезли походный стол и стул с вензелем императора на спинке.

Этот мемориальный кабинет (Ил. 10, 11) произвёл глубокое впечатление на впечатлительного великого князя Константина Константиновича, правнука Павла I. 24 сентября 1879-го года после поездки в Гатчину он записал в дневнике: «Более всего заняли нас комнаты Павла I и, в особенности, его постель, перевезённая из Петербурга, на которой он умер. На белье подушек следы пятен, похожие на кровавые следы, вид этот сделал мне тяжёлое впечатление».



11. К.К. Кубеш. Овальный кабинет Павла I в Гатчинском дворце. 1920-е годы.

О Овальном кабинете видное место занимал большой портрет отца Павла Петровича, великого князя Петра Федоровича, выполненный художником К.И. Головачевским с портрета работы Фёдора Рокотова (Ил. 10, 11). На акварели этот портрет висит слева. Долгое время портрет считался работой Рокотова. В настоящее время вместе со многими предметами из собрания Гатчинского дворца находится в ГМЗ «Павловск». Оригинал портрета работы Рокотова находится в Третьяковской галерее.

Тут же находились портреты прадедов Павла Петровича: родного Российского императора Петра I и двоюродного короля Карла XII Шведского.



12. Э.П. Гау. Башенный кабинет императора Павла I. 1878 год. Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 38,7 х 29 см. ГМЗ «Гатчина»

В Башенном кабинете (Ил. 12, 13) хранились книги, карты и чертежи, лежащие в свитках на шкафу слева. Павел Петрович держал под руками книги по военному и морскому делу, религиозно-философские сочинения, мемуары. Где-то там же находились мемуары министра финансов Генриха IV, герцога де Сюлли.

Эдуард Петрович Гау запечатлел на подоконнике Башенного кабинета Библию - мы можем заметить её край с закладкой, свисающей на стоящий у окна столик. Библия всегда находилась в этом кабинете.

Особый интерес представляют собой масляные светильники.



13. Неизвестный фотограф. Башенный кабинет Павла I. 1936 год.

Верхний ряд картин занимали две парные батальные сцены работы Жака Куртуа (Бургиньона). Правое полотно под названием «Кавалерийская схватка» (Ил. 12, верхняя справа) после войны считалась утраченной, но была найдена в Германии и возвращена в 2005-ом году. Сейчас она находится также в ГМЗ «Павловск».



14. Э.П. Гау. Туалетная Павла I. 1877 год. Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 31,5 х 35 см. В собрании ГМЗ «Гатчина».

В Туалетной комнате (Ил. 14) справа над комодом с вазами на стене между дверьми вверху висит полотно, которое Павлу Петровичу подарила фрейлина Екатерина Ивановна Нелидова. Это картина «Лазарь, просящий милостыню у стола богача», подписанная монограммой С.С.F.S. Сейчас эта картина также находится в Павловске.

Все эти виды на акварелях Гау показывают результаты работы по созданию не просто мемориальных комнат Павла I, где находятся его вещи. Это музей эпохи, работа над созданием которого была начата по приказанию императора Николая I, при нём он был создан, поддерживался его сыном, императором Александром II, и увековечен художником Эдуардом Гау.

Важным фактором был исторический взгляд императора Николая I. Мемориальные комнаты оставались в принадлежавшем императору дворце, где во время посещений проходила обычная придворная жизнь.

Правда, для жизни императорской семьи дворец со временем стал мало подходить, поскольку не соответствовал по уровню комфорта, требованиям времени и уже не мог исполнять представительские функции.

Это стало окончательно ясно императору осенью 1844-го года, когда после смерти девятнадцатилетней дочери великой княжны Александры Николаевны от туберкулёза и её преждевременно рождённого младенца император с семьёй провёл в Гатчинском дворце траурном уединении с 14 сентября по 21 ноября.



15. Карл фон Штейбен. Прощание с великой княжной Александрой Николаевной. 1844 год. Холст, масло, размеры 43,6 × 38,3 см. В собрании ГМЗ «Царское Село». Дар М.Ю. Карисалова

Уже в декабре 1844-го года архитектором Романом Ивановичем Кузьминым была подготовлена проектная документация по перестройке Гатчинского дворца, и Николай I подписал указ о начале работ. Первым было перестроено Кухонное каре.

Работы над Арсенальным каре, где находились покои императорской семьи, начались в 1846-ом году. В результате боковые корпуса дворца были практически отстроены заново с сохранением основной планировочной структуры. Строительство было завершено 30 июля 1852-го года, когда все помещения Арсенального каре были освящены.

Одновременно в Петербурге шло строительство Нового Эрмитажа, которое завершилось 5 февраля 1852-го года. В Зимнем дворце были созданы Романовская и Петровская галереи. Император Николай I активно занимался музейным строительством. Плоды этого строительства дошли до нас.

Арсенальный корпус превратился в прекрасный дворец с двумястами помещениями. Во дворце были созданы тематические комплексы музейного характера. Во дворце появились Готическая и Китайская галереи.



16. Э.П. Гау. Готическая галерея. 1877 год. Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 41,7 х 29,6 см. В собрании ГМЗ «Гатчина».

Обе галереи представляют собой замечательный образец неоготического стиля. Готическая галерея протянулась вдоль личных покоев Николая I и императрицы Александры Федоровны. В окна галереи были вставлены цветные стекла по аналогии с витражами в готических зданиях.



17. Э.П. Гау. Китайская галерея в Гатчинском дворце. 1876 год. Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 44,2 х 29 см. В собрании ГМЗ «Гатчина».

Китайская галерея находилась на третьем этаже Арсенального каре. В ней были выставлено около 4000 уникальных экспонатов из императорской коллекции произведений китайских и японских мастеров.

В западном полуциркульном крыле, соединяющем Центральный корпус с Кухонным каре, располагались Чесменская и Оружейная галереи.



18. Э.П. Гау. Чесменская галерея. 1877 год. Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 38,4 х 31,1 см. В собрании ГМЗ «Гатчина»

Чесменская галерея была создана еще при Павле Петровиче по проекту Бренны. Тогда она называлась Золотой. Название «Чесменская» она получила позднее, поскольку её стены украшали три картины художника Якоба Филиппа Хаккерта с видами Чесменского боя.

В Оружейной была размещена коллекция оружия, начало которой было положено еще Григорием Орловым.



19. Э.П. Гау. Оружейная галерея. 1880 год. Бумага, карандаш, акварель, белила. Размеры 42,7 х 30,4 см. В собрании ГМЗ «Гатчина».

Вместе с дворцом эта коллекция перешла в собственность великого князя Павла Петровича и была им значительно дополнена. Пополнение коллекции шло в течение всего времени, пока дворец принадлежал российским императорам. В результате была собрана коллекция, одна из лучших в Европе. В 1920-е годы сотрудниками Петроградской ЧК часть коллекции была конфискована и продана за рубеж. Остатки продолжали выставлять в Гатчинском дворце.



20. Фотограф Лебёдкин. Оружейная галерея в Гатчинском дворце. До 1941 года.

Выложенный пистолетами вензель императора Павла I (Ил. 19) заменили кругами. От всей галереи осталась только часть. Во время войны коллекция оружия была вывезена, благодаря чему её удалось спасти от разграбления. Только в 2014-ом году оружие из коллекции было возвращено в Гатчинский дворец. Экспозиция работает, но помещение галереи всё еще не восстановлено полностью.

Ведь Гатчинский дворец был оккупирован немцами до 1944-го года. Отступая фашисты заминировали его и сожгли, что не смогли украсть. Многое было уничтожено навсегда. В память об оккупации на одной из стен Гатчинского дворца сохранена в нетронутом виде надпись: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто».



21. Так выглядела галерея Гатчинского дворца в 1944 году. Фотограф неизвестен.

Акварели Эдуарда Петровича Гау сохранили помещения Гатчинского дворца. Благодаря им ведётся его восстановление.

Большой урон художественному фонду Гатчинского дворца был нанесён в 1920-1930-е годы. Немалую часть оставшегося наследия, бывшего в мемориальной части Павла I, к началу войны в 1941-ом году, удалось вывезти и спасти. Всего к этому времени в двух кабинетах и Туалетной комнате Павла Петровича в Гатчинском дворце находилась 71 картина. Сейчас их только 10.

Екатерина II, Гау, Николай I, Павел Первый, Гатчина, Орлов

Previous post Next post
Up