Грабёж - деяние рациональное

Dec 01, 2022 14:13


Я уверена, что победа над Германией в 1945 году не уничтожила нацизм нигде, и как только будет возможно это делать безнаказанно, нацисты новой и старой масти вновь начнут грабить и уничтожать людей, потому что грабить - «это рационально». А для понимания этой «рациональности», нужно просто встать на противоположную точку зрения, например, понять, что немцы, напав на Советский Союз, шли «освобождать человечество от евреев-коммунистов».

Когда немцы проиграли войну, они вынуждено подчинились силе. Началось возрождение нацизма на Украине. Все, кто сейчас поддерживают украинский нацизм - это великие рационалисты, чьи деды вынуждены были спрятать свои нацистские убеждения на время.

Но времена изменились, выросли поколения расслабленных людей, которые не знают, каким бывает нацизм. Их чувство самосохранения направлено на охрану окружающей среды, «котиков», а их собственная жизнь и свои «желания» кажутся им самым большим благом для этой планеты. Они кричат, что нацизма на Украине нет. Пока их лично не коснётся, им будет казаться, что нацизм - это выдумка пропаганды, а когда коснётся, то будет уже поздно.

Часть нацистов была осуждена Нюрнбернским трибуналом на смерть, но это была ничтожная часть преступников. Большая часть нацистов спокойно дожила до старости в полном благополучии, некоторые - до очень глубокой старости, как, например, близкий помощник Германа Геринга  гауптштурмфюрер СС, торговец произведениями искусства Бруно Лозе (Bruno Lohse).



Бруно Лозе, второй справа, показывает Герману Герингу (в центре) изъятые произведения искусства. Из архива Бруно Лозе.



Рынок искусства в Париже в период немецкой оккупации процветал. Этот подъем явился следствием массового притока товаров, награбленных у евреев и у противников Третьего рейха. Рейхсмаршал Геринг, король нацистских «преступлений в сфере искусства», имел специальную сеть арт-агентов, отыскивавших для него изъятые, то есть украденные, предметы искусства.



Нацистские лидеры тоже любили живопись.

Бруно Лозе был специалистом по фламандским и голландским мастерам XVII века. Он смог поразить Геринга своими знаниями в искусствоведении, после этого Лозе стал главным консультантом Германа Геринга. Он почти четыре года работал в Париже, где отвечал за наполнение коллекции Геринга произведениями искусства из предметов, награбленных у евреев и из коллекций французского художественного наследия.

Биографическая справка на Бруно Лозе:

Вступив в СС (SS - Schutzstaffel «отряды охраны») в 1933 году, Лозе стал членом нацистской партии в 1937 году. В 1936 году он написал диссертацию о художнике Якобе Филиппе Хаккерте; торговал произведениями искусства в Берлине с 1936 по 1939 год. В 1939 году был призван в Люфтваффе, а затем назначен Герингом в Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg (ERR)*, специальное подразделение по сбору изъятых произведений искусства. Лозе прибыл в Париж в ноябре 1940 года. Хотя формально он подчинялся начальнику парижского отделения ERR, он пользовался статусом «специального агента», присвоенным ему Герингом. Лозе в Париже не требовалось носить униформу гауптштурмфюрера СС в течение всех лет, что он прожил в оккупированном Париже. С 1942 по 1944 год Лозе в качестве заместителя директора ERR в Париже был причастен к изъятию по крайней мере 22 000 картин и предметов искусства, большинство из которых были украдены у представителей еврейских семей.

*Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg (ERR) - рабочая группа рейхсляйтера Розенберга, нацистская организация, похищавшая художественные и культурные ценности во время Второй мировой войны.

В Директиве от 5 июля 1940 года Гитлер разрешил ERR конфисковывать:

  • ценные рукописи и книги из библиотек и архивов;
  • важные артефакты церкви и масонских лож;
  • все предметы искусства и культурные ценности, принадлежавшие евреям.

По оценкам самой ERR в Германию перемещено 1,418 миллиона железнодорожных вагонов с книгами и произведениями искусства, а также 427 тонн груза кораблями. Основное хранилище находилось в замке Нойшванштайн.



Замок Нойшвайгштайн в Баварии, милое место, где нацисты хранили награбленное имущество.

Геринг посетил Париж с 1940 по 1942 год как минимум 20 раз. В архиве есть несколько фотографий, сделанных фотографом ERR. Одна из них представлена ниже.

На ней, удобно устроившись на диване в музейном кабинете, реквизированном в пользу парижской службы ERR, рядом с довольным и жизнерадостным Бруно Лозе, Герман Геринг рассматривает монографию, посвященную Рембрандту, скорее всего, одно из изданий историка немецкого искусства Вильяма Р. Валентинера (William R. Valentiner), крупного специалист в области живописи.

Судя по всему, в книге Геринг рассматривает «Портрет Мартена Лутена». написанный Рембрандтом в 1632 году



Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Мартена Лутена. 1632 год. Масло, дерево. Панель 92,71 × 76,2 см. В собрании Дж. Пола Гетти.

Бруно Лозе, отвечающий за личные приобретения рейхсмаршала на парижском рынке произведений искусства, с усердием выполнял возложенную на него миссию. Уже во время своего второго визита в 5 ноября 1940 года, Геринг выбрал для своей личной коллекции «Портрет мальчика с красным колпаком», недавно изъятый ​​из коллекций Ротшильдов. Месяцем раньше хранитель коллекции Геринга Андреас Вальтер Хофер приобрел для него «Портрет Саскии» кисти Рембрандта, написанный в 1633 году.

Лозе был также одним из нескольких агентов нацистов в Париже, которые контролировали «обмен» модернистского и абстрактного искусства, которое нацисты называли вырожденческим, на более ценные картины старых мастеров, преимущественно Северной Европы.



Геринг и Лозе изучают книгу о Рембрандте. Архив национальных музеев Франции.

Фотография показывает, какие «аппетиты» были у Геринга. Она. конечно, не отражает масштаба сделок, совершенных для Геринга на арт-рынке Франции в этот темный период. Все участники этих сделок постарались умолчать об этом.

Арестованный во Франции в конце войны Бруно Лозе сотрудничал с американцами, в ходе Нюрнбернского процесса дал показания против Геринга, отсидел пять лет. Он вернулся в торговлю произведениями искусства в 1950-х годах в Мюнхене, куда вернулись к работе и другие бывшие нацистские эксперты в области искусства, торгуя в основном в рамках «круга доверенных лиц» в Германии и Швейцарии.



Геринг во Франции (в центре) смотрит альбом по искусству. Второй справа - Бруно Лозе. Из архива Лозе.

Часто эти сети «доверия» непосредственно были связаны с большим миром искусства. Впоследствии были выявлены отношения между Бруно Лозе и Теодором Руссо, офицером отдела по расследованию краж произведений искусства в США, позже ставшим заместителем директора Музея искусств Метрополитен.

Однако уже в старости Бруно Лозе стал объектом внимания со стороны американского историка, но фактически, я думаю, журналиста, Джонатана Петропулоса (Jonathan Petropoulos), впоследствии профессора европейской истории в колледже Клермонт Маккенна (Claremont McKenna).



Петропулос с Бруно Лозе в 1998 году. Улыбаемся с нацистом, потому что выгодно. Фотография Нью-Йорк Таймс.

Цель Петропулоса состояла в том, чтобы получить от Лозе эксклюзивный материал. Бруно Лозе хотелось говорить о себе, и он нашел слушателя, которому нужно было все, что можно было из Лозе извлечь. А он и в возрасте под 90 лет был весьма содержательным и в информационном, и в материальном смысле слова. Они нашли друг друга...

Первая встреча Петропулоса с Бруно Лозе произошла в 1998 году, когда Петропулос еще не был профессором колледжа (возможно, именно материал нациста позволил ему сделать имя учёного?), и в течение следующих девяти лет до смерти нациста они встречались более двадцати раз.

Когда Лозе умер в 2007 году в возрасте 96 лет, он завещал некоторые фотографии Петропулосу, который использовал их в качестве исходного материала для своей книги «Человек Геринга в Париже: история нацистского расхитителя произведений искусства и его мира».



Бруно Лозе в старости. Благообразный старичок.

Общаясь с Лозе, получая от него сведения, Петропулос понял, что он хорошо может на них заработать. Вскоре американцу стало ясно, что Лозе сыграл важную роль не только в наполнении коллекции Геринга, но и то, что он добыл произведения искусства для себя, скрывая некоторые из них до конца своей жизни. По словам Петропулоса, Лозе лично участвовал в опустошении еврейских домов и хвастался немецкому офицеру, что забил до смерти владельцев-евреев картин «собственными руками».

Петропулос вскоре оказался запутанным в сделку с произведением искусства, хранившимся у Бруно Лозе. Это была картина с парижским уличным видом Камиля Писсарро «Набережная Малаке весной», изъятая нацистами из дома Берманнов-Фишеров (Bermann-Fischer) в Вене, где она находилась до аншлюса Австрии 1938 года.

Фишеры разыскивали картину. Петропулос решил заработать, сообщив наследникам, разыскивавшим картину, где она может находиться, и получив за это комиссионные от стоимости картины.



Камиль Писсарро. Набережная Малаке весной. 1903 год. Холст, масло, 54,4 x 65 см.

В начале 2007 года Гизела Берманн-Фишер (Gisela Bermann-Fischer), 78-летняя наследница большой коллекции живописи, собранной еще до войны ее отцом, получила письмо от американского историка Джонатана Петропулоса, сообщавшего, что принадлежавший семье Писсарро хранится в Цюрихе. В письме он предлагал встретиться, а на встрече наследница узнала, что картина Писсарро хранится в сейфе, зарегистрированном на лихтештейнский фонд Schoenart Anstalt, управляемый господином Бруно Лозе.

Наследница обвинила Петропулоса в вымогательстве 18% комиссионных, и ему пришлось покинуть пост в колледже. Это случилось в январе, а Бруно Лозе умер в марте 2007 года. После его смерти в сейфе фонда вместе с Писсарро были обнаружены еще две картины -  Ренуар и Моне, не зарегистрированные в перечне имущества Лозе. Картины подлежали реституции. Писсарро вернулся к Гизеле Берманн-Фишер в июне 2008 года, а 3 ноября 2009 года картина была продана с аукциона Christie's за $2 154 500.

Важно отношение «своего рода дружбы», возникшее у Петропулоса к нацисту Бруно Лозе: «Для меня величайшая этическая проблема возникла из-за взаимного чувства своего рода дружбы, проявившееся в моих отношениях с Лозе. Я недвусмысленно сказал ему, что считаю предосудительным то, что он делал на войне, и никоим образом не оправдываю его действий».

Он считает предосудительным... Вот этим и характеризуется отношение современных рационалистов к нацизму - это для многих явление всего лишь предосудительное.

Бруно Лозе, Писсарро, Петропулос, нацизм, Рембрандт

Previous post Next post
Up