Кристиан Даниэль Раух - немецкий скульптор, основатель берлинской школы скульптуры и выдающийся немецкий скульптор девятнадцатого века.
Им было выполнено немало работ для российского императора Николая I, например, его бюст, когда он еще был великим князем Николаем Павловичем.
Раух, Христиан Даниэль. Портрет великого князя Николая Павловича. Мрамор. 1821 год. Из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург.
В 1839 году для подарка императрице Николай I заказал бюст. Изначально он задумывался Раухом как этюд для головы Данаиды*, заказанной императором ранее. Моделью Раух выбрал известную красавицу Луизу Энгель.
*Данаиды - в древнегреческой мифологии пятьдесят дочерей царя Даная, которому было предсказано, что он умрет от руки своего зятя, то есть мужа дочери. Сорок девять его дочерей убили своих мужей в первую брачную ночь, не убила только одна. За это в царстве Аида данаиды были осуждены вечно наполнять дырявую бочку. Это женский аналог сизифова труда.
Кристиан Даниэль Раух. Флора (портрет Луизы Энгель). Мрамор; на круглой мраморной основе 21 ½ x 12 x 6 дюймов (54,6 x 30,5 x 15,2 см), 1839 год по заказу императора Николая I для подарка императрице Александре Фёдоровне.
Увеличенный фрагмент.
Раух, недовольный своей неспособностью уловить нужное ему выражение лица для Данаиды, превратил этюд во Флору, добавив замысловатый венок. В 1839 году Раух отмечал в письме, что он отправил вариант композиции под названием «Флора» как прототип «Данаиды» императрице Александре Федоровне, которая была настолько довольна произведением, что отблагодарила его бриллиантовым кольцом, украшенным ее вензелем.
Увеличенный фрагмент, вид сзади.
Это послужило счастливым предзнаменованием: Раух завершил работу над "Данаидой" для российского императора в том же году, и "Данаида" была очень хорошо принята в Петербурге.
С тех пор Данаида в Эрмитаже носит воду, чтобы наполнить бочку.
Христиан Даниэль Раух. Данаида. 1839 год. В собрании Государственного Эрмитажа.
Правда в Эрмитаже скульптура Рауха почему-то названа «Данаида с урной». Какой-то деятель искусства решил, что урна будет уместней, чем кувшин. А можно ещё «Данаида с отбойным молотком». У Стругацких данаиды асфальт ломают и кладут, и вновь ломают...
Данаида, увеличенный фрагмент.
Флора, почти профиль.
Бюст Рауха «Флора» был выставлен на аукцион Christie's два года назад, в октябре 2020 года. Первоначальная оценка составляла $30 000 - 50 000, а продан был за $200 000.
По сведениям о провенансе бюста от Christie's, в 1920-х годах он попал в коллекцию некоей немецкой художницы Параскевы фон Берёзкин, или Берескин (Paraskewe von Bereskine), владевшей и другими предметам. некогда принадлежавшими членам императорской фамилии или бывшими в частных дворянских российских коллекциях, в том числе предметы из дворцов Павловска.
Я пока ничего интересного об этой художнице не нашла, кроме ее фотографий с четой Герингов:
Геринг с женой Эммой и Параскевой фон Берёзкин (справа) на выставке Вернера Пайнера в Прусской академии художеств в Берлине в 1938 году.
Геринг с женой, Пайнером и Параскевой фон Берёзкин на выставке Вернера Пайнера под патронажем генерал-полковника Геринга в Прусской академии художеств, Берлин, февраль 1938 года. Фоном им служит крылатый лев Вернера Пайнера.
Кратко известно о ней:
Родилась в 1899 году в Санкт-Петербурге. О родителях сведений не найдено. Брак 1927 года с издателем Гельмутом Кюппером, после чего официально именовалась Берёзкина (Берескина) Кюппер. Брак был бездетным и распался до 1950 года. Жила в Берлине, Мюнхене и Дюссельдорфе. В эпоху нацизма была признанным художником, выставлялась в Прусской академии художеств и упоминалась, среди прочего, в «Ежемесячном журнале национал-социалистов», издаваемом НСДАП. Её ценил Герман Геринг, и она была в дружеских отношениях с его женой. В коллекции произведений искусства Германа Геринга, хранящейся в Немецком историческом музее (DHM), была и её картина "Две женщины с апельсинами", которая была возвращена фон Берёзкиной в 1951 году.
* * *
Мраморная фигура Жана-Жозефа Перро под названием «Отчаяние» из музея д'Орсе в Париже очень хороша!
Жан-Жозеф Перро. Отчаяние. Мрамор. Музей д'Орсе, Париж.
Впервые «Отчаяние» было представлено на Парижском салоне 1861 года в гипсе. В мраморе скульптура выполнена в 1869 году, выставлена в салоне, в том же году была приобретена и с тех пор находится в музее д'Орсе в Париже.
Скульптура Жан-Жозефа Перро вдохновила португальского скульптора Антонио Соареша душ Рейса на создание в 1872 году образа под названием «Изгнанный»:
Антонио Соареш душ Рейс. Изгнанный. Мрамор. Национальный музей Антонио Соареша душ Рейса в Порту.
Работа была начата в 1872 году в Риме. В гипсе фигура была завершена в 1874 году уже в Порту. В мраморе выполнена в 1879 году. Это лучшее скульптурное произведение в Португалии второй половины XIX века, вершина творчества не только Соареша душ Рейса.
«Изгнанный», вид сбоку.
Как мы видим на этой фотографии, мрамор не всегда бывает идеален.
* * *
Черные вкрапления в белоснежный каррарский мрамор стали причиной, почему русскому скульптору Петру Ставассеру, бывшему в Риме пансионером Императорской Академии художеств, пришлось сделать две скульптуры «Сатир и нимфа».
В декабре 1845 года в Рим приехал император Николай I. Он прошел по мастерским русских пансионеров. Увидав в мастерской Ставассера начатую работу «Сатир и нимфа», «Царь был необычайно доволен» и сказал скульптору, что купит ее для себя.
Петр Андреевич Ставассер. Сатир и нимфа. 1850 год. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея.
Нимфа. Фрагмент.
Однако, когда в 1846 году, когда стали рубить мрамор для скульптурной группы, то он оказался с сюрпризом: «вышло пятно на ноге нимфы, черное как уголь», - писал Ставассер.
Для императора скульптор сделал в 1849 году другую скульптурную группу «Сатир и нимфа» из куска мрамора, который не содержал сюрпризов, а первую работу, с черными вкраплениями, приобрел князь Сергей Павлович Голицын.
Петр Андреевич Ставассер. Фавн, разувающий нимфу. 1849 год. Государственный Русский музей.
Так и получилось, что теперь одна работа Ставассера в Третьяковской галерее - князя Голицына, а другая, императора Николая I, - в Русском музее.
* * *
Джованни Баттиста Ломбарди. Мраморная вуаль.
Джованни Баттиста Ломбарди. Скромность. Мрамор. Высота 70 см.
Сзади подпись: «GB Lombardi f. Рома 1875». Связанные работы Ломбарди: Женщина под вуалью, 1869 г., белый мрамор, подпись GB Lombardi/Roma. 1869 г., высота 55,9 и высота пьедестала: 10,8 см, Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
Джованни Баттиста Ломбарди. Бюст женщины в вуали. 1869 год. Мрамор. Высота без постамента 55.9 см; с постаментом 66.7 см. Находится в Музее Метрополитен, Нью-Йорк.
Увеличенный фрагмент с подписью Ломбарди.
Бюст был подарен музею в 1984 году Робертом Исааксоном.
На сайте Метрополитен-музея работа представлена старым снимком и указано, что она в постоянной экспозиции не выставляется.