Старинное кафе Греко

Oct 16, 2022 21:18

По акварели Людвига Пассини "Художники в старинном кафе Греко в Риме в 1856 году".

Возможно, это античность научила итальянцев живописи раньше всех других европейцев. Что бы ни было источником и причиной их живописного умения - может быть там просто воздух такой, Италия стала европейским учебным центром искусного владения этим ремеслом. Итальянская художественная школа стала эталоном в живописном мастерстве, а сама Италия с ее сокровищницами искусств, вместившими произведения разных эпох и стилей, историческими памятниками, считалась лучшим местом для художественной практики при формировании и совершенствовании умений подающих надежды художников.

Многие поколения художников от Возрождения приезжали в Италию учиться живописи. Оттуда они распространяли по Европе моду на итальянский стиль, который оставался в некоторых странах довольно долго главным критерием гениальности живописного полотна. Ехали немцы, ехали голландцы, ехали русские...

Некоторых представителей немецкой колонии художников в Риме середины XIX века изобразил на своей акварели Людвиг Пассини. Такие картины всегда интересны, ибо дают возможность заглянуть в прошлое. На них навсегда замерло все в том прошлом виде. Там живы давно умершие люди, там старые кофейники, чашки, бутылки, люстра, бра, мебель, часы, одежда... И даже булочки с круассанами - все старинное, ведь это выпекалось булочником в Antico Caffè Greco - старинном кафе Греко, старейшем кафе Рима.



Людвиг Пассини. Художники в старинном кафе Греко в Риме в 1856 году. Акварель, бумага. Размеры 49 x 62,5 см. Из собрания Художественной галереи в Гамбурге.



Сведения о кафе существуют с середины XVIII века. Основал его грек - отсюда и название Caffè Greco. Расположение на Виа Кондотти (сегодня Via Condotti 86), в районе Рима, где были дома послов и располагались дипломатические миссии разных стран стало причиной, что кафе облюбовали иностранцы. Они получали свою почту на адрес кафе. Момент просмотра ящика с письмами, который хранился у бармена и запечатлен на акварели Пассини.



Людвиг Пассини Кафе Греко. Фрагмент с Рудольфом Леманном.

Человек, стоящий возле прилавка, - Рудольф Леманн (1819-1905). Он жил в Риме с 1851 по 1859 год. Был родом из Гамбурга, сын гольштейнского художника. В 1866 году он переехал в Лондон и стал британским подданным. Написал целую серию портретов современников. В круг общения Леманна в Англии входил писатель Диккенс, поэты Элиот и Браунинг.

Одна из работ Рудольфа Леманна:



Рудольф Леманн. Портрет Джорджа Рассела. 1852 год. Холст, масло. Размеры 83.1 x 71.5 см. Из собрания Государственной библиотеки Виктории, Канада.

В дверном проёме стоят Отто Вихманн и скульптор Людвиг Зюссманн, оба жившие в Риме с 1852 года. Зюссманн известен своей мраморной "Спящей красавицей"



Людвиз Зюссманн. Спящая красавица. (Фрагмент) 1878 год. Мрамор. Старая национальная галерея в Берлине.

За столиком сидит спиной - Евгений Босино (Eugen Bosino), о котором ничего не известно, и ни одной работы его мне найти не удалось. Рядом с ним Юлий Мур (Julius Muhr). Он приехал в Рим в 1852 году и прожил там до 1857 года. В 1858 году Мур поселился в Мюнхене. Впоследствии каждую зиму проводил в Риме. Умер в Мюнхене в 1865 году.



Увеличенный фрагмент акварели Людвига Пассини. Художники за столиком. Можно прочесть на стене за ними объявления о выставках, кафе также было местом, где художники могли выставлять свои картины.

С болонкой на коленях сидит Вильгельм Видер (Wilhelm Wider), живший в Риме с 1853 года. Далее сидит господин в очках - это Эрнст Маер уроженец датской Альтоны близ Гамбурга, живший в Риме с 1824 года. Рядом с ним в чёрном цилиндре - Август Ридель, рисовавший прекрасных итальянок. Вот, например, его могучая Юдифь:



Август Ридель. Юдифь. 1840 год.

Ридель приехал в Рим в 1828 году. За Риделем в широкополой шляпе, повернувшись лицом к своему собеседнику, сидит архитектор Леопольд Поллак, поселившийся в Риме в 1832 году. Его собеседником является старейшина немецких художников Франц Людвиг Катель.



Франц Людвиг Катель. Баварский кронпринц Людвиг в Испанской таверне в Риме. 1824 год. Из собрания Новой Пинакотеки в Мюнхене.

На картине Кателя, заказанной ему самим крон-принцем Людвигом Баварским, изображена пирушка принца в компании художников в испанской таверне в Риме во время визита Людвига в Италию.Принц Людвиг Баварский сидит на скамье последним к выходу. На этой же скамье с ним сидят скульптор Торвальдсен и граф фон Зайнсхайм. Напротив Людвига Баварского сидит архитектор Кленце, стоит скульптор и живописец Иоганн Мартин фон Вагнер, далее Фейт, личный врач крон-принца Иоганн Непомук фон Рингсейс, Юлиус Шнорр фон Каросфельд, полковник Антон фон Гумпенберг, впоследствии Баварский военный министр. Спиной сидит автор с блокнотом - Катель. Слева хозяин таверны - Рафаэле Англада. В распахнутые двери виден Аветин.



Увеличенный фрагмент картины Кателя, на котором лучше видны лица участников дружеской пирушки. Также видно, что с закуской у них дело обстоит плохо.

Катель был очень успешным художником, вошел в моду, заработал денег и даже создал свой лично финансируемый фонд помощи молодым художникам. Поэтому он пользовался уважением. Проживший в Риме долго, он видел не одно поколение художников на своём веку. Был знаком с русскими художниками и скульпторами, жившими и работавшими в Риме.

Пассини запечатлел Кателя в последний год его жизни - ему уже было 78 лет. Катель сидит несколько в стороне от стола, опершись на свой зонт.



Мраморное надгробие на месте захоронение Франца Людвига Кателя в базилике Санта-Мария-дель-Пополо. Рим. Автор немецкий скульптор Юлиус Трошель.

Старинное римское кафе Греко связывало не одно поколение художников, и не только художников.

Леманн, Рим, Зюссманн, Ридель, живопись, Пассини, Катель

Previous post Next post
Up